|
История мужского тела в культурах стран мира просматривается от времен Адама до современной масскультуры.
Книга – увесистое исследование в полтысячи страниц и с таким же количеством иллюстраций – не только ученого, но и искусствоведа и культуролога - окажется доступной и увлекательной и для далеко не самого сведущего в данной области читателя. Остроумные находки и смелые наблюдения (как, например, то, что майор Ковалев в гоголевском "Носе" вовсе и не нос ищет, а иную часть тела) возмутят разве что ханжей. Вообще Игорь Кон далек от всяческой попсы - его нимало не интересуют "голубые" истории не только далеких веков, но и века минувшего. В этой области он считает нужным упомянуть разве что о малоизвестном: например, об откровенных рисунках Жана Кокто или о художнике Томе из Финляндии, воспринимавшем мужское тело сквозь призму фашистской эстетики. В то же время он считает нужным сказать об эротической чувственности советского балета, которой не позволяла вырваться наружу идеология. Нуреев сбежал из Советов – и появилась чувственность.
Построенное по историческому принципу исследование позволяет нам по-новому взглянуть на греческое тело, которое, оказывается, вовсе не было столь уж идеальным, как мы привыкли думать. В христианскую эпоху – Средневековье и готический период - духовность абсолютно преобладала над телесностью. Исследуя Возрождение, автор находит загадки в творениях великих мастеров. Например, у Микеланджело, изобразившего на картине "Святое Семейство" полуобнаженные фигуры. Казалось бы, что можно сказать о мужском теле в эпоху романтизма?.. Но, оказывается, это было время маскулинности – эпоха жестокости и смерти, по-своему влиявшая на культуру мужского тела. И совсем по-другому на нее влияла почти что одновременная культура дендизма, связанная с именами Обри Бердслея, Оскара Уайльда и т.д.
Перечень имен, цитат, названий не утомляет, а заставляет читать книгу как увлекательный роман, из которого мы узнаем о различии подходов к телу у Рубенса и Эль Греко, о роденовской революции в скульптурном изображении мужчины, о влиянии спорта в ХХ в. на культуру мужского тела и, наконец, о том, что нагой и голый – это совсем не одно и то же. Нагой – это всегда умышленно. Голый – просто, когда раздевшись.
Эстетически автор близок далеким эпохам и считает, что сегодня на смену красоте пришла посредственность. Когда пропорции выражаются прежде всего через рекламу плавок в лице Марки Марка или через занятия бодибилдингом. Далекий критики, Игорь Кон дает лишь социальный анализ ситуации, оставляя читателю свободу выбора. Ехать смотреть Давида в прекрасную Флоренцию или - порнофильм со звуком "Долби".