"Made in ЕU", или Вся эта дрянь – одинаковая

Читать в полной версии →
Борцы за новый лейбл уверяют, что единая маркировка поможет оградить рынок от дешевых подделок. Дескать, азиаты не станут писать на своих товарах "Made in EU", поскольку они не знают такой страны в Европе




Европу продолжают объединять – не мытьем, так катаньем. Недавно "евроэнтузиасты" огорошили общественность новой объединительной идеей: заменить страновую маркировку товаров (вроде "Made in Germany" или "Made in France") на единый ярлык "Made in EU". С этой инициативой выступил комиссар Евросоюза по торговле Паскаль Лами. Европейская комиссия устроила маркетинговые исследования на этот счет – все-таки интересно, как отреагируют рынки на появление нового "бренда". Но, похоже, их результаты не очень интересуют стратегов интеграции: уже в феврале они обещают выложить на стол подробнейшую программу перехода на общеевропейскую товарную маркировку.

Реакция деловых кругов и широких масс не заставила себя ждать: почти все возмутились. Особенно те нации, которые по праву гордятся продукцией своей страны, и в первую очередь жители Германии. "Так же, как немцы долгое время считались немцами лишь потому, что в их жилах текла немецкая кровь, так и немецкие товары в течение более сотни лет считались немецкими лишь потому, что на них стояла истинно немецкая надпись "Made in Germany". Ни один товар, сделанный немецкими руками, не покидал родину без маркировки, свидетельствующей о славе немецкого торгового сословия и достижениях немецкой экономики", – с пафосом пишет Berliner Zeitung. Немцев можно понять: им приходится платить за сближение народов Европы самую высокую цену. Германия делает наиболее крупные взносы в европейскую казну, тогда как в Совете ЕС имеет меньше всего голосов пропорционально численности населения. Наконец, она принесла на финансовый алтарь Европейского валютного союза самую сильную европейскую валюту – немецкую марку.

Теперь от Германии требуют принести в жертву еще одну свою марку – торговую. Насколько серьезной видится эта жертва для немцев, можно понять из истории их "бренда". По иронии судьбы, ярлык "Made in Germany" возник в 1887 г. в Великобритании, которая маркировала таким образом весь немецкий импорт, чтобы предупредить своих потребителей: дело в том, что в те времена германские товары отличались весьма невысоким качеством. Однако с тех пор, за сто с небольшим лет, позорный ярлык превратился во всемирно известный и уважаемый лейбл, которым по праву гордится Германия. Так же гордилась она и своей дойчемаркой...

Какие же соображения подвигли Европейскую комиссию выступить со столь спорной инициативой? Во-первых, конечно, политическая логика: строим единую Европу – значит, пора к ней привыкать, как к своей родине. А ярлык с аббревиатурой EU будет указывать на Европейский союза как на страну происхождения товара, что не хуже конституции подчеркнет наднациональный статус ЕС и его органов. Это, конечно, главный мотив, но его не очень афишируют, чтобы не будоражить лишний раз общественность. Во всеуслышание говорят о другом: что, дескать, единая маркировка товаров поможет оградить рынок от дешевых подделок, т.е. от ситуации, когда на товарах, произведенных где-нибудь в Юго-Восточной Азии, появляется маркировка "Made in Italy" или "Made in France". Очевидно, в Европейской комиссии полагают, что азиаты не станут писать на своих товарах "Made in EU", поскольку они не знают такой страны в Европе...

Не менее сомнительно звучит и тезис о том, что новая маркировка будет способствовать "дебюрократизации экспорта и импорта" ЕС. Зато очень убедительны аргументы противников европейского "бренда". "Запрет германской маркировки будет иметь фатальные последствия для всей международной системы борьбы за качество товаров и услуг", – говорит глава маркетингового агентства Grey Global Group Бернд Михаэль. Глава маркетинговой фирмы Saffron Brand Consultans Вэлли Олинс выразился резко, но емко: "Надпись "Сделано в ЕС" будет означать: все это дерьмо – одинаковое". И действительно, даже непросвещенный потребитель почувствует подвох, если на изделии солидной фирмы прочтет безликое и ни к чему не обязывающее "Made in EU", за которым сейчас обычно прячутся "второсортные" европейцы, а то и не европейцы вовсе. Как ни печально, но новый европейский лейбл уже имеет весьма сомнительную репутацию.

Тем не менее, у предлагаемого новшества нашлись и свои сторонники в деловых кругах ЕС. Так, в Европейской ассоциации производителей текстильной продукции полагают, что бренд "Made in EU" даст европейским производителям новые преимущества, которые связаны с ростом интереса в Европе и в мире ко всему "европейскому". Но в любом случае, потребители будут ориентироваться при этом уже на некий "среднеевропейский" уровень качества товаров, который, безусловно, неплохой, но все-таки ниже, чем уровень, гарантированный, к примеру, брендом "Made in Germany".

Немцы имеют все основания утверждать, что ярлык "Made in EU" – плод недобросовестной конкуренции. Так под соусом "маркировочного" новшества единой Европы страны-конкуренты Германии (они же – ее партнеры по ЕС) предпринимают атаку на немецкую экономику с ее "национальными продуктами высшего класса". "То, что в свое время не удалось британским протекционистам, наверстывает теперь в Брюсселе французский комиссар", – пишет Berliner Zeitung.

Однако конкуренция конкуренцией, но в сопротивлении сомнительному европейскому новшеству Германию, похоже, поддержат все наиболее развитые страны ЕС, поскольку они тоже дорожат своим национальным "брендом". А вот, скажем, Греция и Италия, напротив, выступают за инициативу Европейской комиссии. Поддерживает ее и большинство новых членов ЕС из Восточной Европы, что неудивительно, поскольку их "бренды", за редким исключением, не имеют особой репутации в мире. И в итоге намечается очередной раскол внутри ЕС. Как всегда, Евросоюз делится на сторонников и противников новой интеграционной инициативы, но парадокс данной ситуации в том, что противниками "сближения" оказались Германия и Франция, прежде выступавшие основными объединителями ЕС.

В общем, Европа наживает себе очередную головную боль и повод для "семейных" ссор. А россиянам останется только ломать голову, что же это за страна такая "Еу", и почему она вдруг стала производить немецкую технику, финские краски и французские духи?


Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей