К олигархам подбираются с двух сторон

Читать в полной версии →
Несогласованность позиций чиновников дает понять, что единых принципов изъятия сверхдоходов у нефтегазового сектора государство пока не выработало. И какими способами оно будет проводиться, никому доподлинно не известно




Выступая в среду на 5-й ежегодной инвестиционной конференции, проводимой Американской торговой палатой в России, глава Минэконмразвития Герман Греф сделал ряд принципиальных для российской экономики заявлений. Известные претензии государства к крупному бизнесу получили освещение под новым углом зрения.

Во-первых, министр отметил, что до сих пор крупный бизнес, в том числе и "ЮКОС", имеет непрозрачную структуру. В подобное положение предприниматели попали, стремясь застраховать свои предприятия от всевозможных рисков. "Там не самая простая структура собственности, – сказал Греф. – Это классическая схема с использованием офшорных структур, используемых российским бизнесом". В качестве выхода из данной ситуации министр предложил "предоставить гарантии бизнесу для того, чтобы он максимально мог раскрыть структуру компаний". Подобная мера могла бы способствовать скорейшему переходу российских компаний на международные стандарты отчетности, что должно повысить доверие к отечественным предпринимателям. Напомнив, что на переходе России на международные стандарты отчетности настаивают Всемирный банк, МВФ, крупные инвестиционные компании и банки, Греф высказал свою точку зрения на возможные сроки подобной реформы. "На мой взгляд, эта задача может быть решена в течение нескольких лет. Должен быть поэтапный переход: сначала для крупных компаний, потом – для остальных. На это уйдет несколько лет. В 2005, в 2006 и даже в 2007 году в полном объеме переход на международные стандарты финансовой отчетности невозможен", – сообщил министр.

Во-вторых, прозвучала популярная в последнее время тема изъятия сверхдоходов у крупных предприятий ТЭК. Предположив, что по большинству естественных монополий изменение тарифов не будет превышать планируемой инфляции, за исключением тарифов "Газпрома", Греф сообщил, что его министерство готовит пакет законов на ближайшие четыре года. Выразив уверенность, что Россия сохранит либеральный курс, глава Минэкономразвития заявил, что изъятие сверхдоходов из нефтегазового сектора не превысит $2-3 миллиарда. "Изъятия десятков миллиардов долларов не предполагается", а изменения ставки налога на НДПИ "не носят радикального характера", сообщил глава МЭРТ. Тем не менее, по мнению чиновника, налоговое бремя будет снижаться темпами 1% в год.

На эту же тему высказался вчера еще один крупный государственный служащий, а именно глава Минэнерго РФ Игорь Юсуфов. По его мнению, предприятия нефтегазового сектора должны вкладывать собственную прибыль в развитие других секторов экономики. Оборот нефтяного сектора, по данным министра, в 2003 г. составил более $70 млрд, из них $24 млрд предприятия вложили в собственное производство, а $17 млрд направили на дивиденды. "Если бы они хотя бы половину из этих $17 млрд вложили в другие сектора, мы были бы счастливы, и никто бы их не трогал", – заявил Юсуфов. В связи с этим министр предложил серьезно реформировать налоговую политику для данных отраслей. Рентабельность нефтяной отрасли составила в прошедшем году 40%, в соседней Норвегии она составляет 18%, а в арабских странах и вовсе 10%. "Мы должны стремиться к мировым стандартам", – заявил глава Минэнерго, предложив снизить рентабельность этого сектора "хотя бы до трети, как в странах, сопоставимых по экономике с Россией".

Подобная несогласованность позиций чиновников, заседающих в одном правительстве, явственно дает понять, что единых принципов изъятия сверхдоходов у нефтегазового сектора государство на сегодняшний день так и не выработало. И какими способами это изъятие будет проводиться, до сих пор так никому доподлинно и не известно.

Максим АРТЕМОВ |
Выбор читателей