|
Оператор "РТР-Вести", ехавший в том же поезде, сообщил, что дым, заполнивший вагоны после взрыва, ничем не отличался от обычного пожарного дыма. Его также поразила организованность людей и отсутствие паники.
Как говорят люди, также собиравшиеся ехать от "Автозаводской" до "Павелецкой", народу в поезде, который стал жертвой террористов, было так много, что далеко не все смогли в него сесть, в вагонах была давка. Все собирались выходить на "Павелецкой".
Как рассказал NEWSru.com очевидец взрыва Михаил, который ехал в четвертом вагоне поезда, второй вагон разворотило полностью. Он "сыграл роль как бы живого щита - взрывная волна завязла в толпе". Если бы теракт был совершен не в самый час пик, пострадавших от взрыва было бы больше. "Двери (второго вагона) распахнуты, как крылья бабочки. Внутрь смотреть просто страшно". По его впечатлению, "не 30 погибших, а гораздо больше". У самого Михаила осколками вылетевшего стекла в клочья изрезало дубленку. "Дым пошел сразу же едкий, пассажиры дышали в шарфы и шапки". Некоторое время их не выпускали из вагона даже после остановки. Потом тоннель обесточили, машинист открыл двери, и люди двинулись к выходу, по пути встречая спасателей.
Как рассказал очевидец Дьяченко, ехавший на работу в предпоследнем вагоне, поезд остановился в тоннеле спустя секунды после взрыва. "Проехав лишь треть пути до "Павелецкой", поезд дернулся, послышался скрежет металла о металл, звон стекла, в нос мгновенно ударил запас горелой пластмассы, сразу погас свет, и состав встал, - сообщил он. - Тут же загорелся аварийный свет". По его словам, пассажиры сразу поняли, что это не просто авария. "Взрыв!", - закричали все. Послышались женские крики, плач, а мужчины стали вызывать по прямой связи машиниста, требуя "протащить поезд до станции и открыть двери". Дьяченко вспомнил, что машинист призвал людей не паниковать и открыл двери сначала с одной, затем с другой стороны. "Всем без паники, выходить с правой стороны и идти по путям в сторону "Автозаводской", - передает Дьяченко слова машиниста.
По словам другого пострадавшего, 20-летнего Александра, "особой паники не было". "После взрыва и остановки поезда я вышел из вагона на рельсы, вместе с другими людьми пошел вперед по тоннелю", - добавил он. По его словам, он шел около 2 км, освещение путей было неяркое, в конце брезжил свет, несколько мужчин и женщин с царапинами на лице и забрызганные кровью вышли сами к Павелецкому вокзалу. Об этом сообщает NEWSru.com.
Другой очевидец сообщил, что паники во время взрыва в поезде не было. "После того как поезд некоторое время простоял в тоннеле после сильного хлопка, пути были обесточены, двери поезда открыты аварийными бригадами, и люди самостоятельно выходили по шпалам в обратном направлении к станции метро "Автозаводская", - рассказал журналистам один из очевидцев происшествия, врач по профессии Илья Плохин. По его словам, "взрыв был такой мощности, что его почувствовали практически все, кто ехал в поезде". "Почти во всех вагонах ударной волной выбило стекла, осколки которых, - полагает очевидец, - стали причиной ранения большинства пострадавших". "После ЧП люди пытались эвакуироваться собственными силами, спасатели появились спустя примерно 30 минут", - добавил он. Плохин также отметил, пишет NEWSru.com, что последние два вагона поезда эвакуировались самостоятельно, без паники. "Был шок и никакого чувства страха. Но мы знали, что помощь придет в первые же минуты", - сказал очевидец.
Приведем также рассказ еще одного очевидца:
"Наверное, я счастливый человек. Сегодня я ехал в том самом поезде, второй вагон которого был взорван. Друзья мои, это было откровенно страшно, и, наверное, я еще и человек с сильной волей, если сумел не поддаться панике.
Yтро началось как обычно - доехал до метро "Кантемировская", встретил друга моего, Илюху (он столяром где-то на юго-западе работает), да и поехали с ним. До "Автозаводской" нормально доехали, там машинист посадил-выпустил людей, закрыл двери и двинул в сторону "Павелецкой". Прошла, наверное, всего минута в пути по тоннелю, как где-то впереди раздался взрыв (не очень громкий), в этот момент порывом ветра принесло тучу желтоватого дыма и из перебитых кабелей с двух сторон вагона посыпались искры. Поезд шел еще где-то метров 50, потом встал.
Дыма было столько, что резало глаза (едкий дым). Вот здесь я чуть не обо...лся в первый раз. Мне подумалось, что это может быть газ. Хорошо, что оказалось, нет - тогда бы не выжил никто. Нет, просто дым. Вижу, передо мной - переговорное устройство "пассажир-машинист". Нажимаю кнопку, говорю, что дыма очень много, в таком-то вагоне. Машинист отвечает, что всё под контролем и сейчас будет организована эвакуация. Минуты две ничего вообще не происходит, только дым валит.
Снимаю с себя шапку, пардон, с...у в нее и дышу через нее, сложенную вдвое. Точно так, как учили в МЧС. Кое-кто следует моему примеру. Присаживаюсь на корточки, рекомендую людям вокруг сделать то же самое. Сидим. Слышим жуткие крики спереди, и как какие-то у...ы бьют окна - что же, это обосновано, когда поезд останавливается в тоннеле и становится душно, но не тогда, когда тоннель задымлен. Бараны.
Машинист говорит, что контактный рельс обесточен, открывает двери, говорит, чтобы все выходили и шли в сторону "Автозаводской". Спрыгиваю на рельсы, помогаю спуститься какой-то женщине, прохожу чуть вперед. Толпа стоит как справа, так и слева поезда. Илюха спрыгнул по обратную сторону, вижу его в проем между вагонами, делаю вопросительный жест рукой, он отвечает жестом: "Порядок". Ладно, немного успокаиваюсь. Народ не может двигаться, потому что из дальних вагонов люди вышли не до конца, они выходят и проходят, выходят и проходят - час пик.
Народ паникует, типа, "сейчас все задохнемся тут!" Женщина, которой я помог спуститься из вагона, начинает кричать, что идти надо не назад (к "Автозаводской"), а вперед, типа, "Автозаводская" там. Орет, что сейчас все погибнут. Поворачиваюсь к ней и выдаю какую-то жуткую матерную конструкцию, которая завершается словом "успокойтесь". И ведь успокоилась. Народ начинает двигаться, идем к станции. Сразу за поездом дым рассеивается, тоннель уже освещен лампами по стенам, и мы идем по шпалам, хрустя стеклами, валяются какие-то куски железа (обшивка вагона, я так понял). Кому-то становится плохо и его несут двое поздоровее, приговаривая что-то ободряющее. Молодцы пацаны.
И вот здесь начался ад. За 50 метров от поезда назад по тоннелю, я метров 20 шел сквозь кровь, мясо, сквозь куски плоти. Я даже не буду это описывать. Незачем. Это было жутко. Такого я и в учебных фильмах МЧС не видел.
А потом мы вышли к платформе, где я выбросил шапку, смог умыться (вся мордочка была закопченой), выйти на улицу и отдышаться. Никакой работы сегодня. Я собираюсь сейчас уснуть на пару часиков. Меня не задело, я не отравлен дымом, я вышел. Правда, шапку пришлось выбросить".
Число пострадавших от теракта гораздо больше, нежели показывает официальная статистика. После взрыва из метро было эвакуировано более 700 человек. Многие из них, будучи свидетелями взрыва, испытали серьезный психологический шок. О том, как помочь этим людям, рассказывает психотерапевт Лада Кашкова.
- Что нужно и что не нужно делать родственникам и знакомым человека, ставшего свидетелем теракта?
-А что нельзя делать с человеком, пережившим такой шок:
- Не секрет, что подобные происшествия влияют не только на непосредственных участников и свидетелей, но и - благодаря СМИ - на все остальное население. Что вы думаете по этому поводу?
Очевидно, увеличится количество фобий. Больше людей будут бояться ездить в метро.
- Выходит, тот, кто спланировал этот теракт, неплохо разбирается в человеческой психологии?
Конечно. Это и было главной целью - создание паники.
- Однако многие люди после таких происшествий начинают вести себя "назло" всеобщей истерии: например, демонстративно отправляются веселиться. Хорошо ли это?
В первый день, такой как сегодня, так делать конечно же не стоит. Иначе проблема не исчезнет, она просто уйдет внутрь и там останется. Если человек уже знает о происшествии - это реальность, ее надо признавать, на нее надо реагировать.
- Но если такие вещи происходят постоянно, может ли так случиться, что в конце концов люди действительно перестанут реагировать? Есть же, например, Израиль, где многие уже привыкли жить "в состоянии войны".
В любом случае, для психики легче не будет. Будут, конечно, люди, которые осознают и примут такую реальность, но у многих от этого психика просто развалится.
- Что же делать, если нам светит такое будущее?
Нужно обучать людей, как себя вести в подобных ситуациях. Известно же, что на войне первыми погибают новички, а если человека хотя бы месяц обучали - у него значительно больше шансов выжить. Так что если бы государство занялось таким обучением граждан, переносить подобные происшествия многим было бы легче. Но пока что у нас даже после терактов очень редко подключают психологов для работы с пострадавшими и с населением. А ведь в этой сфере накоплен огромный опыт, который можно использовать.
Теракт в московском метро. Подробности
Пожар в метро. Как спасти жизнь
Все теракты в московском метро