Рыбкин нагнал волну теорий заговора

Читать в полной версии →
Затянувшаяся история с исчезновением Ивана Рыбкина и все связанные с ним события, по мнению Guardian, подняли новую волну теорий заговора в России. Вопросов в этом деле пока остается больше, чем ответов




Вся затянувшаяся история с исчезновением Ивана Рыбкина, возбуждаемые и закрываемые уголовные дела, его обнаружение на Украине, якобы стоящий за ним медиамагнат, представитель свергнутого лидера чеченских сепаратистов, подсудимый на показательном судебном процессе и президентские выборы – все это, по мнению обозревателя газеты Guardian, элементы нового конструктора, новой теории заговора в России – стране, где превращать порой несовместимые вещи и факты в единую и мрачную схему государственных (или антигосударственных) махинаций уже стало национальным видом спорта.

Причин для этого обозреватель газеты видит немало: СМИ в основном находятся под контролем Кремля, парламент активно поддакивает президенту, который сформировал администрацию и построил политическую идеологию на идее о том, что самым эффективным и незаменимым компонентом старого Советского Союза были секретные службы.

Пропавший Иван Рыбкин - ветеран левоцентристского лагеря и кандидат от небольшой "Либеральной партии" на мартовских президентских выборах. Никаких инсайдеров на этих выборах, за исключением ныне действующего президента Владимира Путина, бывшего агента КГБ, который, как ожидается, одержит на выборах полную победу, больше нет.

Магнат – это Борис Березовский, один из членов круга финансистов и медиамагнатов, которые финансировали президентство Бориса Ельцина и участвовали в приватизационных сделках. Опасаясь тюрьмы, Березовский уехал в Лондон, откуда и финансирует политическую партию "Либеральная Россия".

Представитель свергнутого чеченского лидера – это Ахмед Закаев. Россия его разыскивает по обвинению в терроризме, однако Соединенное Королевство предоставило ему политическое убежище. В лице Березовского Закаев имеет союзника. Березовский как бывший помощник секретаря Совета безопасности России имеет устоявшиеся контакты с чеченскими повстанцами.

Рыбкин – один из немногих российских политиков, открыто призывающих к переговорам с боссом Закаева Асланом Масхадовым, которого Путин считает бесспорным террористом. Пропавший кандидат солидарен с Закаевым и начал свою кампанию с жесткой атаки на действующего президента, назвав его главным олигархом России. Путин, заявил он, почти полностью попрал конституцию и снова толкает Россию во тьму.

Подсудимый на показательном судебном процессе – это Александр Винник, малоизвестный политический деятель, обвиненный в том, что он оплатил убийство Сергея Юшенкова, бывшего лидера "Либеральной России". Юшенков, обладавший редкой репутацией честного человека, был застрелен средь бела дня около своего дома в апреле прошлого года.

Расследование, как и большинство расследований политических убийств в России, похоже, никуда не приведет. Во всяком случае, никуда не вело вплоть до недавнего времени, когда Винник и еще один подсудимый – коллеги по "Либеральной России" – появились в суде с полным признанием собственной вины. Свои показания по этому делу должен дать и Рыбкин.

Подливая масла в огонь теории заговора, обозреватель Guardian отмечает, что Юшенков был одним из немногих российских политиков, которые поддерживали версию, часто упоминаемую Березовским, о том, что российские спецслужбы сознательно взорвали жилые дома в 1999 г., дабы оправдать возобновление войны в Чечне и использовать милитаристские настроения в пользу тогдашнего премьер-министра Владимира Путина.

Березовский убежден (по мнению некоторых наблюдателей, до паранойи), что российские агенты хотят заставить его замолчать. Это было основанием для удовлетворения ходатайства о предоставлении ему убежища в Соединенном Королевстве.

Эту цепь связей, уловок, утверждений и предположений можно продолжить. Что делал Рыбкин на Украине? Почему он не сказал своей жене и ни одному члену своей предвыборной команды или друзьям, что уезжает? Конечно, он попал в запутанную сеть вендетт секретных служб, политических, финансовых и террористических заговоров и обманов!

Против теории заговора говорит тот факт, что у Рыбкина нет почти никаких шансов выиграть президентские выборы. Если бы власти хотели заставить его замолчать, его могли бы просто дисквалифицировать и исключить из предвыборной гонки. И такой сценарий еще возможен. Избирательная комиссия уже сделала несколько выстрелов в его направлении, усомнившись в подлинности некоторых подписей, собранных в поддержку его кандидатуры.

Guardian отмечает также существование даже теории контрзаговора, согласно которой все происходящее – это пиаровский ход, срежиссированный Березовским, чтобы на какое-то время превратить своего кандидата в мученика и сформировать вокруг него круг свободной прессы.

В до сих пор анархичной и часто беззаконной российской столице, пишет газета, люди нередко "просто пропадают". Похищают бизнесменов, убивают политиков, как и бесчисленное количество простых членов общества, хотя эти преступления и не попадают в заголовки новостей. Хотя Рыбкин объявился живым и, по всем данным, здоровым, теоретики будут пытаться складывать детали конструктора во все более и более причудливые конфигурации. Только две вещи мы знаем наверняка: истинная версия событий будет еще очень долго оставаться для нас тайной, а Владимир Путин победит на выборах.

Николай ПОЛЕЖАЕВ |
Выбор читателей