|
Выступая в минувший четверг перед журналистами, замглавы МЭРТ РФ Аркадий Дворкович заявил о намерении ведомства добиваться снижения базовой ставки единого социального налога (ЕСН) до 20%. "Мы считаем, что при более радикальном снижении ставки единого социального налога есть надежда, что больше предприятий выведут зарплаты в легальный сектор", – пояснил Дворкович. По словам замминистра, МЭРТ предлагает снизить ставку ЕСН до 20% и 6% перенести на страховые платежи (медицину и соцстрах).
В настоящее время, поведал заместитель Грефа, в правительстве идет рассмотрение трех возможных вариантов снижения ставки ЕСН. Первый (отстаиваемый Минфином) вариант предусматривает снижение ставки ЕСН до 26% при уровне зарплаты до 300 тыс. руб. в год, до 10% – при уровне зарплаты до 600 тыс. руб. в год и до 2% – при зарплате более 600 тыс. руб. в год. Второй (предлагаемый депутатами "Единой России") вариант предполагает, что ставка может быть снижена до 30% при уровне зарплаты до 50 тыс. руб. в год, до 10% – при уровне до 600 тыс. руб. в год и до 5% – сверх 600 тыс. рублей. Третий вариант (МЭРТ) предусматривает снижение ЕСН до 20% при сохранении регрессивной шкалы уплаты этого налога.
Напомним, что на данный момент ставка единого социального налога составляет 35,6% от фонда оплаты труда. Распределяются они следующим образом: 28% – пенсионный фонд, 4% – фонд социального страхования, 3,6% – фонд медицинского страхования. В соответствии с действующей регрессивной шкалой ЕСН, для зарплат до 100 тыс. руб. в год ставка составляет 35,6% , от 100 тыс. до 300 тыс. руб. – 20% , от 300 тыс. до 600 тыс. руб. – 10% , свыше 600 тыс. руб. – 2%.
Выступая с новыми предложениями по ЕСН, Аркадий Дворкович пояснил, что "конкретные цифры пока не определены, так как идет работа над более точными формулировками". Замминистра признал, что после снижения ЕСН в первый год возможны потери объемов бюджетных поступлений, но "у нас есть достаточные резервы для компенсации этих однолетних потерь". Только через 3-4 года правительство рассчитывает получить доход от этой операции. МЭРТ РФ планирует внести свои предложения до 18 февраля, а 26 февраля этот вопрос будет рассмотрен на заседании правительства.
Предложение МЭРТ уже успело удостоиться оценок ряда аналитиков. В частности, в случае его реализации эффективная ставка налога сокращается с нынешних 30,5% до 26%, тогда как в минфиновской версии эффективная ставка снижается до 25%. Это значит, что при реализации сценария МЭРТ выпадение доходов социальных фондов окажется менее существенным.
Не менее интересным моментом в предложении Дворковича является передача 6% на страховые платежи, которые будут перечисляться не в бюджет, а структурам, непосредственно осуществляющим социальные и медицинские услуги. Теоретически, данная схема должна способствовать улучшению их финансирования и, как следствие, повышению качества и ассортимента услуг.
Известно, что главной целью снижения ставки ЕСН является попытка прекращения практики выплаты заработной платы по "черным" схемам, при которых основная часть реального фонда оплаты труда выводится из-под налогообложения. В случае сокращения ставки ЕСН до 20% в выигрыше, прежде всего, окажутся предприятия с общим невысоким уровнем заработной платы. Это значительная часть российской промышленной и бюджетной сферы, за исключением предприятий, расположенных в российских мегаполисах.
Однако, как показывает практика, те зарплаты, которые в наибольшей степени выигрывают в соответствии с предложенной МЭРТ схемой, и без того выплачиваются с соблюдением всех правил. "Черные" схемы преобладают при более высоком уровне оплаты труда, где, согласно идее МЭРТ, радикальных улучшений условий налогообложения не предусматривается. Промышленники, несущие высокие затраты, связанные с огромными фондами оплаты труда, без сомнения, с радостью воспримут снижение предельной ставки ЕСН. Однако это вряд ли сильно изменит ситуацию в малом и среднем бизнесе, составляющем значительную долю в общем объеме экономики. То же можно сказать о расширяющейся категории работников банков, страховых и юридических фирм и прочих "белых воротничках".
Несмотря на ожидаемую оптимизацию эффективной ставки, главная цель реформы скорей всего не будет достигнута ни при одном из предлагаемых вариантов. В любом случае отчисления с более или менее достойного фонда заработной платы (если отражать ее реальный объем) изменятся не столь значительно. Только радикальное снижение базовой ставки ЕСН сможет заставить работодателя изменить свое отношение к "черным" и "серым" схемам и "вывести в свет" в том числе и категорию достаточно распространенных в крупных городах РФ зарплат от $870-900.
Стоит отметить, что большинство работодателей сами заинтересованы в полном и окончательном "отбеливании" зарплат своих работников. Подобная заинтересованность вызвана, прежде всего, серьезными изменениями на рынке труда и отношением к квалифицированному труду. Указывание реальной зарплаты стало необходимо российским гражданам при получении всевозможных кредитов, въездных виз и прочих услуг. Это привело к резкому нарастанию давления работников на своих работодателей с требованием отражать в платежных документах реальные цифры. Возможность предоставления сотруднику "белой" зарплаты стала одним из важнейших конкурентных преимуществ того или иного работодателя в деле подбора наиболее квалифицированных и дисциплинированных кадров.
Несмотря на всю внешнюю благовидность, предложения по снижению ЕСН сталкиваются с серьезным сопротивлением со стороны представителей фондов. Особое недовольство предложение МЭРТ вызвало у председателя Пенсионного фонда Михаила Зурабова. По его мнению, снижение базовой ставки ЕСН не принесет желаемого эффекта, а приведет лишь к снижению доходов фонда на 200 млн. рублей.