|
"Ни одна из стран, сделавших серьезный экономический рывок, не обошлась без создания такого рода свободных экономических территорий, и нам никуда не деться без такого рода инструментов", - заявил министр. По мнению Грефа, такие регионы, как Калининградская область, Дальний Восток и Забайкалье не имеют иных механизмов для привлечения иностранных капиталовложений.
В пояснительной записке МЭРТ говорится, что готовящийся законопроект регламентирует особый порядок ведения хозяйственной деятельности в рамках особой экономической зоны (ОЭЗ) посредством введения мер стимулирующего характера в соответствии с гражданским, налоговым, таможенным, бюджетным и инвестиционным законодательством, а также создания упрощенных административных процедур.
По налогу на прибыль предлагается ввести порядок по аналогии с неприменяемым в настоящее время механизмом инвестиционного налогового кредита. Уплата налога на прибыль участниками ОЭЗ в течение шести календарных лет с начала реализации инвестиционного проекта уменьшается на сумму налога. С 7-го по 12-й год исчисленный и подлежащий уплате в соответствии с налоговым законодательством налог уменьшается на 50%.
Между тем хотелось бы напомнить, что похожая практика получила в недавнее время весьма широкое распространение в российской экономике и привела к весьма неоднозначным результатам: свободные зоны доставляли немало хлопот налоговикам, являясь по сути внутренними офшорами. Отголоски налоговых скандалов, связанных с уклонением от выплат в федеральный бюджет, звучат и сегодня. Достаточно вспомнить судебную тяжбу между "ЛУКОЙЛом" и МНС по поводу $103 млн, проведенных через байконурский офшор.
Документ предусматривает подобный риск, указывая, что участникам ОЭЗ и реализуемым ими проектам будут предъявляться особые требования с целью исключить возможность создания офшора и условий, ущемляющих конкурентную среду. Однако не стоит считать, что бизнесмены, прошедшие огонь и воду, не смогут найти необходимые лазейки там, где их МЭРТ не предусматривает.
По мнению Минэкономразвития, созданные при этом специальные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Калининградской области в дальнейшем могут быть распространены на всю территорию Российской Федерации.