|
Накануне глава Аджарии и президент Грузии в очередной раз обменялись выпадами. Первый заявил, что приедет в Тбилиси только после того, как будут "объективно расследованы" все покушения на него, второй назвал это "акцией неповиновения" и пообещал "соответствующую реакцию".
Попытки заменить Абашидзе на более сговорчивого руководителя прорабатывались в Тбилиси еще окружением Эдуарда Шеварднадзе. В последнее время это стремление наконец-то стало приобретать более конкретные формы. Несмотря на то, что до официальных выборов в Аджарии остается еще целых три года, в грузинских и местных оппозиционных средствах массовой информации началась широкомасштабная пропагандистская кампания, направленная на отстранение Абашидзе от власти.
Недавно в Тбилиси создали организацию "Демократическая Аджария", лидеры которой заявили, что ставят своей целью смену власти в автономии. По некоторым данным, ее организовали бывшие активные участники предвыборного блока "Бурджанадзе – демократы". Актив другого проправительственного блока, "Саакашвили – единое национальное движение", тоже не остался в стороне и создал организацию "Наша Аджария" с аналогичными задачами. Сразу же после учредительных съездов участники обоих движений предприняли агитационную поездку в Батуми, где их появления уже ждали. К центру города были стянуты дополнительные силы полиции и внутренних войск, в небе барражировали вертолеты. На улицах тбилисские активисты заметили вооруженных людей в штатском, что дало им повод заявить о раздаче оружия гражданскому населению. Вместе с "демократами" и "националами" в Аджарии резко активизировало свою деятельность движение "Кмара". "Кмаровцы" приложили максимум усилий, чтобы организовать в городе антиабашидзевские митинги, однако потерпели сокрушительное поражение, поскольку на них присутствовало только несколько сот человек, в то время как на митинг в поддержку Абашидзе собрались десятки тысяч.
В свою очередь, посетив "проаджарский" митинг, Абашидзе заявил, что не допустит насильственного свержения власти в автономии. А в недавнем интервью, данном одной из местных газет, он не исключил возможности того, что Аджария будет вынуждена обратиться за помощью к России и Европе. Эти же слова он повторил и во время своего европейского турне, предпринятого без одобрения Тбилиси и вызвавшего там откровенное раздражение. Естественно, это было встречено в грузинской столице без особого восторга, и Саакашвили во время визита в Москву добивался от Кремля официального заявления о невмешательстве во внутренние дела Грузии. Однако в качестве ответного жеста доброй воли он вынужден рассматривать вопрос о целой серии уступок. Говорят, что он готов даже поступиться сроками вывода с территории Грузии российских военных баз, на соблюдении которых настаивают США. Но кроме пожеланий заокеанских партнеров, президенту приходится учитывать и мнение тысяч простых грузин, которые не желают терять единственный источник средств к существованию. Ведь руководство российских военных баз охотно берет на работу местных жителей, предлагая им неплохую по грузинским меркам зарплату.
Перед Михаилом Саакашвили стоит чрезвычайно сложная задача. Он вынужден будет каким-то образом совместить требования США, надежды своих избирателей, требующих реальных шагов по повышению благосостояния, и сохранение территориальной целостности Грузии. Последнее выглядит довольно проблематично в силу того, что интересы Тбилиси радикально не совпадают с интересами автономий, стремящихся к большей интеграции с дружественными соседними странами, а не с заокеанскими "донорами".