|
Сергей Аверинцев родился 10 декабря 1937 г. в Москве. В 1961 г. окончил классическое отделение филологического факультета МГУ. Работал в Институте истории и теории искусства (1965-1971 гг.) и в Институте мировой литературы АН СССР. С 1987 г. – член-корреспондент Академии наук СССР. Лауреат премии Ленинского комсомола (1968), Государственной премии СССР (1990), премии "Триумф" (1992), премии журнала "Новый Мир" (1999).
В 2001 г. Сергей Сергеевич стал лауреатом престижной международной "Премии сенатора Джованни Аньелли за диалог между культурными вселенными". По словам директора "Фонда Дж.Аньелли" Марчелло Пачини, Аверинцев был удостоен этой награды не только как ученый, но и как общественный деятель и гражданин, сыгравший видную роль в утверждении ценностей демократии и правового государства в современной России.
C.Аверинцев был членом Союза писателей СССР (1985), Русского ПЕН-центра (1995), председателем Русского библейского общества (с 1990 г.), международного Мандельштамовского общества (с 1991 г.), президентом Ассоциации культурологов, доктором церковных наук (Рим, 1992), академиком Европейской академии (1991), Всемирной академии культуры (1992), академиком Папской академии общественных наук (1994), народным депутатом СССР от АН СССР (1989-1992гг.).
Аверинцев – автор переводов и работ по истории и литературе позднеантичной, раннехристианской и средневековой эпох, философии и поэзии русского Серебряного века, русской религиозной философии, среди которых: "Плутарх и античная биография" (1973), "Поэтика ранневизантийской литературы" (1977, 1997), "Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье" (1986), "Риторика и истоки европейской литературной традиции"(1996) и другие.
Ученый опубликовал серии статей в "Философской энциклопедии" и энциклопедии "Мифы народов мира", в научной и массовой печати. Его статьи в "Философской энциклопедии", посвященные христианству, не имеют аналогов в отечественной историографии.
Сергей Аверинцев, которого называли одним из самых блестящих представителей православной культурной традиции, был настоящим духовным лидером отечественной интеллигенции. На его лекции ходили множество людей, подчас не имевших отношения к истории и филологии. Роль Аверинцева для русской и мировой культуры, вероятно, можно будет оценить лишь в будущем. Его книги и статьи не только стали для многих ключом к восприятию христианской культуры и цивилизации, но и открыли целое направление в отечественной философии, обозначив христианское понимание национально-культурной самоидентичности и межцивилизационного диалога.