Бизнес на красоте вскоре станет цивилизованным

Читать в полной версии →
Попытки банально "заработать на девочках" перестают быть актуальными в современном обществе. Сегодня ряд известных российских модельных агентств стоят на пороге полной реструктуризации




Бурный рост модельного и, особенно, "околомодельного" бизнеса в России был одной из характерных примет раннего постсоветского периода. В стране со слаборазвитым модным бизнесом и карликовым, по мировым масштабам, рекламным рынком за считанные годы возникли более тысячи агентств, развернувших бурную деятельность не только в крупных городах, но и во многих районных центрах. Скандальные стороны деятельности моделей и их агентов быстро стали едва ли не постоянной рубрикой в желтой прессе. Длинноногая модель, сопровождающая своего "спонсора" (обычно на голову ниже ее ростом), – почти такой же популярный персонаж российского фольклора, как сами новые русские.

С тех пор страна сильно изменилась, дикие нравы эпохи криминального разгула начала-середины 90-х постепенно забываются. Но модельный бизнес оставался в стороне от происходивших изменений. Он не стал ни более упорядоченным, ни менее криминальным – просто потому, что если бы попробовал измениться и переориентироваться на более-менее легальные и признанные в обществе способы заработка, ему пришлось бы ужиматься в несколько десятков раз.

В настоящее время в России действуют несколько крупных (Fashion, Modus Vivendis, Point, President, Prestige) и более 2500 средних и мелких модельных агентств, которые пытаются поделить между собой рынок, емкость которого, по оценкам экспертов, не превышает $27 млн в год. Из этой цифры $20 млн приходится на Москву и Питер, а на российскую провинцию, где работают подавляющее большинство мелких агентств, остается чуть менее $7 миллионов. Предложение на российском модельном рынке превышает спрос настолько, что гонорары моделей за участие в показах в России составляют 3-5% от среднемировых. Мечта каждой российской модели – получить контракт на работу за рубежом, но спрос на наших девушек в Европе и Японии ограничен, пробиться туда удается немногим.

В этих условиях большинство российских агентств прибегают к различным специфическим формам приработка, которые и становятся для них основными источниками дохода.

Например, скандальную известность завоевало агентство Vidi Vici, зарабатывавшее деньги на честолюбии родителей, стремившихся превратить своих чад в звезд модельного бизнеса. С них агентство получало по $500 за обучение детей дефиле и подготовку портфолио, а еще $2000 – за подготовку видеоролика, который якобы рассылался ведущим мировым модным домам. Свои школы есть в большинстве российских модельных агентств и, как правило, они являются для них более существенными источниками дохода, чем основная деятельность.

Не все варианты приработка столь же безобидны. Традиционным для российских модельных агентств стало обвинение в содействии элитной проституции и даже сексуальной работорговле. Действительно, немало российских девушек, отправившихся работать моделями в страны Азии и не позаботившихся о своей безопасности, оказались на панели или пропали без вести, став пленницами подпольных публичных домов.

Подобные обвинения не обходили стороной даже крупнейшие российские модельные агентства, например Red Stars. Агентство, возглавляемое ранее судимым абхазским бизнесменом Виталием Лейбой, обвинялось в поставках девушек в элитные зарубежные бордели, а также для услаждения высокопоставленных чиновников. На обвинения Лейба отвечал весьма странно. Девушки агентства, говорил он, стали супругами таких известных людей, как Борис Зосимов и Андрей Кобзон, а уж они-то никогда не стали бы брать в жены проституток. Тем не менее, слухи продолжают витать вокруг Red Stars, как и вокруг других модельных агентств.

Не являясь заметными игроками в международном модном бизнесе, некоторые руководители российских модельных агентств осваивают перспективный международный рынок интернет-порнографии. Например, теперь уже бывший глава агентства President Павел Зотов на свой страх и риск стал недавно одним из организаторов сайта, платные подписчики которого могут стать счастливыми обладателями фото голых российских моделей в повседневной обстановке их квартир. Как говорят, находчивый Павел Зотов выступает не только в роли руководителя интернет-проекта, но и с успехом осваивает престижную профессию порнофотографа, делая некоторые снимки лично.

Впрочем, данная бизнес-идея не встретила понимания у учредителей агентства President, и Зотов был со скандалом уволен. Не последнюю роль в этом сыграло и предполагаемое участие в съемках материалов для порносайта самого Зотова. Во всяком случае, именно такую версию выдал журналистам представитель агентства President.

Как заметил сам Зотов, "девчонок соблазняют либо большими быстрыми деньгами за общение с нужными людьми, либо возможностью мгновенно повторить звездный путь к успеху какой-либо топ-модели. Только единицы могут противостоять такому искушению". А в искусителях, понятно, нехватки нет.

Однако теперь тенденция меняется. В модельной отрасли происходит реструктуризация, в результате которой "искусителям" останется участь подпольных коммерсантов, а реальный успех и известность русским моделям, легко способным покорять ведущие подиумы мира, принесут молодые технократы, стремящиеся развивать бизнес на долгосрочной основе. Только после этого, бесспорно, непростого и болезненного процесса можно будет говорить о конкуренции с западными модельными агентствами.

По мнению экспертов, у российского модельного бизнеса серьезное будущее. Надежды на перевод его развития в цивилизованные рамки связаны, кроме того, и с приходом в отрасль инвесторов из других, более крупных и "продвинутых" отраслей экономики и интеграцией России в мировую экономику.

Андрей ПОЛЯКОВ |
Выбор читателей