|
Российское и мировое бизнес-сообщество в первую очередь интересовал экономический курс, проводимый новым кабинетом. Судить о нем можно пока лишь исключительно по кадровому составу экономического блока. В этом контексте у бизнеса нет особых поводов для волнений. Ключевыми фигурами экономического блока продолжают оставаться Греф, Кудрин и Христенко. Вопрос состоит лишь в том, насколько реально определяющей окажется их роль в формировании и проведении этого самого курса.
Присутствие либералов в новом правительстве вполне объяснимо желанием президента сохранять в глазах мировой общественности образ прогрессивного политика, ведущего страну путем реформ. Однако форма в подобной ситуации отнюдь не всегда может соответствовать содержанию. Несмотря на реформаторскую риторику вышеназванных господ, реальный результат их деятельности за последние четыре года вряд ли способен поразить воображение. Возможно, именно с оглядкой на это в состав нового правительства в должности вице-премьера был введен известный экономист и многообещающий политик – Александр Жуков. Будет ли это способствовать какому-либо прорыву в области экономики, сейчас трудно сказать: свежих идей ни он, ни кто-либо из сохранившейся грефовской команды "на-гора" пока так и не выдал.
Хоть как-то заполнить связанный с полным отсутствием представлений об основных направлениях и деталях экономического курса правительства информационный вакуум попытался сам новоиспеченный премьер. Правительство будет активно заниматься вопросом структурного преобразования экономики с целью избавления от "нефтяной иглы" пояснил он вчера на пресс-конференции. Однако при этом поспешил отметить, что Россия по-прежнему будет извлекать выгоду от высоких мировых цен на энергоресурсы: "Мы этим пользуемся, это курица, которая несет яйца". Премьер пообещал, что правительство будет и дальше предпринимать усилия по повышению эффективности нефтяного сектора и расширению добычи нефти, но признал, что "это – игла, избавление от которой дело скорее не сегодняшнего, а завтрашнего дня". "Мы не должны зависеть, это тяжелая очень работа, и мы будем этим активно заниматься", – резюмировал Фрадков.
При всей сумбурности сказанного, из него все-таки можно вычленить основные приоритеты, которые президент и правительство, судя по всему, намерены положить в основу экономического курса. Это все те же хорошо известные и логически неизбежные диверсификация экономики и сокращение экспортной зависимости. Надо отдать должное Михаилу Фрадкову, честно признавшему при этом, что наращивание нефтяного экспорта, останется в числе основных приоритетов.
Наиболее целесообразным в этом случае было бы назвать и основные пути и схемы, посредством которых новое правительство намерено осуществлять операцию по снятию страны с "нефтяной иглы". Озвучивание вразумительной экономической программы именно сейчас, в канун президентских выборов способно было бы многократно повысить акции вновь созданного правительства и добавить поддержки самому президенту. Однако по сути ни премьер, ни кто-либо из сохранивших министерские портфели "реформаторов" не проронил ни слова. Это может говорить лишь о том, что реально отработанных алгоритмов вывода страны из состояния сырьевой зависимости как не было на протяжении последних четырех лет, так нет и сейчас.
Посему ждать чего-либо нового и реформаторского от новой-старой команды правительственных экономистов не приходится. В течение предстоящих четырех лет нас, как и в прошлые годы, ожидает все та же громкая риторика на фоне нежелания (или неспособности) властей реально изменить экономическую ситуацию.
Большинство прогнозов обещает сохранение благоприятной конъюнктуры сырьевых рынков в течение ближайших полутора-двух лет. Еще столько же времени уйдет на жизнь за счет проедания накопленных запасов. А значит, думать о том, как жить без нефтедолларов, придется уже совсем другому правительству... и другому президенту.