Грибы – подрывники устоев

Читать в полной версии →
На счету художников из "Мухомора" такие акции как "Красная тряпка", "Клад", "Расстрел" и знаменитый "Перспективный план похищения из Третьяковской галереи картины А.Иванова "Явление Христа народу"


Фото:e-gallery.guelman.ru



Гриб для человека, выросшего в эпоху заката социализма, – понятие почти сакральное. Почему-то именно грибы порождали самые неожиданные ассоциации у антисоветской богемы 1970-80-х годов. Наибольшей популярностью пользовалась, разумеется, телега Сергея Курехина о том, что товарищ Ленин на самом деле был грибом. Желающие могли ознакомиться со специальной схемой, на которой Владимир Ильич, стоящий на броневике, весьма убедительно превращался в грибок. (Лично у меня вождь мирового пролетариата ассоциируется с элитным боровиком. Возможно оттого, что господин Ульянов был крепок, но приземист, а может, исключительно из-за подсознательной ассоциации с броневиком). К сожалению, нам неизвестно, что бы подумал об этом сам Ленин. Зато мы точно знаем, что знаменитые московские "мухоморы" объединились под этим странным названием исключительно добровольно, по зову сердца.

Официально творческое объединение "Мухомор" появилось на свет 24 марта 1978 г., во время грандиозной пьянки по случаю празднования "Всесоюзного Дня работников хэппенинга". Художник Константин Звездочетов произнес историческую фразу: "Я, братцы, мухомор", положившую начало новой нонконформистской группе. Вскоре "Мухомор" превратился в коллективный псевдоним, под которым выступали с 1978 по 1984 гг. Свен Гундлах, Константин Звездочетов, братья Владимир и Сергей Мироненко, а также Алексей Каменский.

Охарактеризовать деятельность группы в двух словах очень непросто. Ибо сам образ жизни и каждодневного поведения ее представителей был своего рода искусством, причем исключительно антисоветским. Самое главное культурное достижение "мухоморов" в контексте советского андеграунда – это сам факт их существования. Подобно футуристам начала XX столетия, "мухоморы" торжественно объявили, что сам процесс творчества важнее его результатов и не имеет границ, а искусство – это образ жизни, стиль поведения в культуре. Они писали стихи и пьесы, манифесты и прокламации, лозунги и картины, делали рукописные книги и объекты, проводили акции и перформансы, пародируя при этом все возможные жанры и виды искусства.

Панко-совковый стиль "мухоморов" шокировал не только заслуженных деятелей социалистической культуры, но и авангардистов Лианозовской группы, и полулегальных художников Малой Грузинской. Под самым носом у разъяренных ментов и гэбэшников они устраивали возмутительные акции, организовывали квартирные выставки и всячески способствовали наглому разгулу самиздата в предперестроечной столице.

На счету художников открытые письма известным политическим деятелям всего мира (в том числе "железной леди – Маргарет Тэтчер"), остроумные акции: "Красная тряпка", "Клад", "Расстрел" и знаменитый "Перспективный план похищения из Третьяковской галереи картины А.Иванова "Явление Христа народу". По этому плану, группа "мухоморовцев", угрожая привести в действие взрыватель, должна вынести означенное полотно из Третьяковки (напомним, что размер картины 5,5х7,5 м!) и, захватив самолет, отбыть в гостеприимную Саудовскую Аравию. После невероятных приключений, подробно описанных в "Плане", участники акции успешно возвращаются в СССР под видом туристов.

Апогеем литературной деятельности "Мухомора" стало издание музыкально-поэтического "Золотого диска", в котором было задействована вся мировая музыкальная культура – от Утесова до Элвиса Пресли. Вся эта музыка служила фоном для безумных и бесконечных стихотворных декламаций, символизирующих непрерывный поток сознания их авторов. Эпатажные стихи и панковские пародии "мухоморов" звучали под Shocking Blue, АВВА, звон кремлевских колоколов, группу Стаса Намина, хиты Верди, арабские мотивы, блюзовые импровизации, ресторанный шансон и фрагменты симфоний Чайковского и Бетховена.

В 1984 г. столичные власти, окончательно уставшие от мухоморного беспредела, повязали злостных нарушителей культурного порядка и отправили художников на добровольно-принудительное перевоспитание в ряды советских вооруженных сил.

Выставка в галерее Е.К.АртБюро посвящена юбилею группы "Мухомор" и выходу в свет монографии, посвященной ее деятельности. С точки зрения непосвященных, творческое наследие группы выглядит несколько странно. Какие-то непонятные клочки исписанных и разрисованных бумажек, воззвания, отпечатанные на подслеповатой машинке, любительские киносъемки. Те, кто ожидает увидеть эффектную живопись, будут разочарованы. Зато граждане, которым по тем или иным причинам дороги воспоминания о диссидентском прошлом, будут в восторге. Выставка "Мухомора" возвращает нас в далекую эпоху самиздата, когда за такой вот "невнятный" листочек легко можно было схлопотать немаленький срок.

Выставка продлится до 9 апреля. Адрес Е.К.АртБюро: М.Кисельный пер., 4, стр. 1, кв.4.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей