|
"Аль-Каэда" имеет серьезные планы в области морского терроризма", - приводят индонезийские СМИ мнение ведущего сотрудника сингапурского Института исследований Юго-Восточной Азии Майкла Ричардсона. По его мнению, экстремисты готовят беспрецедентное по масштабу нападение на наземные цели с использованием погруженного на суда химического, биологического или радиоактивного оружия
С ним соглашается и директор по исследованиям австралийского отделения Международной юридической ассоциации Кейт Сутер. "Следующей волной военных действий станут бомбы, размещенные на грузовых кораблях, посещающих крупнейшие порты", - предполагает он.
Недавние взрывы в Мадриде доказывают, что террористы, испытывающие все больше проблем с проникновением на воздушные суда, пытаются устраивать свои акции на суше и в море. "Всемирное судоходство не только чрезвычайно обширно, оно плохо регулируется и часто находится за пределами возможностей закона", - подчеркивает Ричардсон. Вместе с тем он отмечает, что морские акции террористов могут "подорвать мировое судоходство и торговлю".
По данным ООН, более 90% всемирного товарооборота идет по морским путям. При этом, по информации британской компании "Lloyd", являющейся ведущим морским страхователем, лишь около 3% из 30 тыс. ходящих по морям крупных судов имеют международный сертификат безопасности. Всего же в море выходит около 46 тыс. судов различного водоизмещения, которые заходят в более чем 2800 портов мира. По мнению экспертов, террористы легко смогут разместить своих агентов среди 1,2 млн моряков. Документы для оформления на судно легко доступны и ими торгуют почти открыто.
Специалисты предупреждают, что проблема терроризма в ближайшее время станет еще масштабнее и опаснее. "Раньше или позже "Аль-Каэда" или один из ее филиалов создаст и взорвет радиоактивную бомбу, разместив ее на судне или в грузовом контейнере", - отмечает Ричардсон. Он обращает внимание на то, что слишком легко "приобрести материалы, собрать их вместе и заставить взорваться".
Наиболее вероятными целями террористов, по мнению эксперта, являются 40 ведущих портов мира, например, один из самых оживленных – Сингапур. "Аль-Каэда" уже предпринимала попытки атаковать морские суда. Ричардсон напомнил о нападении на американский эсминец "Коул" в 2000 г. и французский танкер "Лимбург" в 2002 году.
Существуют мнения о том, что террористы могут объединиться с морскими пиратами, которые используют для своих целей все более сложные технические средства. "Опасность того, что коммерческое судно или круизный лайнер могут быть захвачены и использованы против Сингапура как плавучая бомба, очень серьезна, - подчеркнул министр обороны Сингапура Тони Тан Кенг Ям. - Злоумышленники хорошо подготовлены, имеют прекрасно разработанные планы и сложное вооружение".
Напомним, что в 2000 г. в результате взрыва, вызванного тараном начиненного взрывчаткой катера, был серьезно поврежден стоявший в порту Адена американский эсминец "Коул". В организации взрыва обвинили "Аль-Каэду". Французский танкер взорвался в октябре 2002 г. вблизи побережья Йемена. Сразу после взрыва его владельцы заявили, что члены команды видели, как прямо перед катастрофой в судно врезался небольшой катер. Жертвами того взрыва стали 17 человек. Ответственность за это тоже взяла на себя "Аль-Каэда". Руководство организации заявило, что теракт был приурочен к годовщине начала антитеррористической операции в Афганистане и двухлетию подрыва американского эсминца.
В конце прошлого года американские СМИ, ссылаясь на данные разведслужб, сообщили, что "Аль-Каэда" создала "первую военно-морскую террористическую флотилию" в количестве 15 кораблей, которые базируются в Тихом и Индийском океанах. Они могут перевозить груз смертельных химических веществ, "грязную бомбу" или даже ядерное оружие. Эти суда могут просто зайти в гражданский порт и взорвать себя там. Это корабли-камикадзе.