|
Выпуск промышленной продукции в прошлом году возрос в СНГ в среднем на 8% (против 5% в 2002 году). Интересно отметить, что в ранжировке по данному параметру "серебряный призер" по темпам роста ВВП – Азербайджан – очутился в самом конце списка (6,1%). Не слишком оторвались от него Белоруссия (6,8%) и Россия (7,0%); остался в "середнячках" Казахстан (8,8%). А вот Киргизия и Молдавия с последних мест по показателю прироста ВВП перепорхнули в группу "отличников": в шести странах промышленное производство увеличилось более чем на 10%, причем Киргизия отличилась больше всех – 17,0%. Также впечатляют достижения Украины (15,8%) и Армении (14,9%); Молдавия занимает почетное 4-е место (13,6%).
Показатели прироста ВВП оказались в Молдавии и на Украине ниже, чем могли быть, из-за неудач в сельском хозяйстве, вызванных неблагоприятными погодными условиями. Выпуск сельхозпродукции упал в этих странах, соответственно, на 14% и 10%. В результате в целом по девяти республикам СНГ (нет данных по Таджикистану) сокращение составило 0,5% (в 2002 г. – прирост на 2%), хотя в семи других странах был зафиксирован рост – от 1% Казахстане и 2% в России до 11% в Грузии. При этом зерна на просторах Содружества было собрано на 27% меньше, чем в урожайном 2002 году.
Резкое наращивание инвестиций в 2003 г. наблюдалось в Азербайджане (на 71%) и Грузии (68%), что в первую очередь связано с началом строительства нефтепровода Баку – Джейхан. Необходимо также выделить Армению (41%) и Украину (33%). Киргизия – единственная республика СНГ, где объем капиталовложений снизился (на 9%); скачок в промышленном производстве здесь, по всей видимости, был обеспечен загрузкой простаивающих старых мощностей, однако повсеместно этот ресурс на исходе (ввиду физического и морального износа основных фондов). В остальных странах инвестиции возросли на 11-18% (в России – на 12,5%), а в среднем по СНГ – на 15% (6% в 2002 году). Темпы их роста все последние годы значительно опережали темпы увеличения ВВП, однако все еще остаются недостаточными для модернизации и устойчивого прогресса экономики.
Как видно из материалов МСК, показатели экономического развития России, которую МВФ, Всемирный банк и прочие международные организации ставят другим в пример, на фоне успехов "младших братьев" по СНГ выглядят как-то скромно. Хотя, конечно, западные эксперты все же сравнивают нас с развитыми или достаточно продвинутыми государствами, а не с измученной невзгодами Арменией. Не секрет, что нынешние темпы роста, демонстрируемые республиками СНГ, определяются весьма низкой базой сравнения; в большинстве этих стран экономика только начинает приходить в себя после катастрофического обвала в начале 90-х гг.
Тем не менее, в отличие от России, почти всем странам СНГ удалось, по крайней мере, подавить инфляцию. В прошлом году потребительские цены возросли в РФ на 12,0%, и это считается большим достижением. Среди государств Содружества хуже показатели только у Белоруссии (28,4%) и Таджикистана (17,1%); близкий к российскому показатель у Молдавии (11,6%). В шести других республиках рост потребительских цен составил в 2003 г. от 2,2% в Азербайджане до 6,4% в Казахстане.
Чем Россия выгодно отличается, так это ростом благосостояния своих граждан. Реальные, с поправкой на инфляцию, денежные доходы населения увеличились в прошлом году почти на 15%. Правда нам утер нос кто бы вы думали? – Таджикистан со своими 26,4%. Таджикистан и РФ – единственные страны СНГ, в которых прирост доходов резко опередил прирост ВВП (в 2,6 и 2,1 раза). Приблизительно совпадают эти показатели в Азербайджане, где реальные доходы населения возросли на 11,6%. В других республиках они росли существенно медленней, чем экономика в целом, – от 3,3% в Белоруссии до 9,8% в Армении.
Увеличение денежных доходов интересно также сравнить с наращиванием инвестиций в основной капитал. Во многих странах СНГ темпы роста капиталовложений в несколько раз превышают темпы роста доходов: в Азербайджане – в 6,1 раза, на Украине – в 4,5 раза. Между тем в России доходы растут быстрее, чем инвестиции (по Таджикистану данные отсутствуют). Впрочем, это еще не означает "проедания" валового национального продукта. Если посмотреть на динамику розничного товарооборота (в постоянных ценах), то выяснится, что только в России она значительно отстает от динамки учтенных госстатистикой доходов. У наших "содружников" эти показатели либо примерно совпадают (в том же Таджикистане розничный товарооборот скакнул в прошлом году на 24,5%), либо розничная торговля расширяется куда более интенсивно, чем прибавляются зарплаты, пенсии и прочие выплаты. За редким исключением, примерно такая же картина вырисовывается при сравнении динамики доходов с динамикой совокупных расходов населения. Так, на Украине розничный товарооборот увеличился в 2003 г. на 19,5%, а потребительские расходы в целом – на 14,5% (с устранением в том и другом случае инфляционной компоненты), превысив темпы роста текущих доходов граждан (7,4%) соответственно в 2,6 и почти в 2 раза. В России же эти соотношения равняются 0,53 и 0,61 – вместо превышения почти двукратное отставание. Теневые заработки (в том числе, кстати говоря, гастарбайтеров в РФ из других республик) составляют в СНГ значительную долю доходов. Однако разительное отличие ситуации в России в плане соотношения темпов роста денежных поступлений и расходов определяется не только и не столько начавшимся у нас процессом легализации доходов, сколько собственно их величиной. Весь вопрос – с чем сопоставлять. По сравнению с Европой зарплаты в России в 10-15 раз ниже, но по сравнению с Украиной – раза в 3 выше.
Среди стран СНГ только в России потребительские расходы опережают в своем приращении розничный товарооборот. Если в других республиках людям в общем-то едва хватает денег, чтобы сводить концы с концами, то россияне могут позволить себе потратить прибавку в доходах не на одни лишь товары первой, второй или третьей необходимости, но также на нематериальные удовольствия. К тому же, наши граждане активно вкладываются в недвижимость и накапливают сбережения, причем не под матрасами, а в банках. За прошлый год банковские вклады физических лиц увеличились в РФ почти в 1,5 раза. Соответственно, эти средства частично возвращаются в производственную сферу, в том числе на инвестиционные нужды. И хотя размер капиталовложений в российскую экономику все еще оставляет желать лучшего, банковская система начинает постепенно разворачиваться в сторону классической схемы: "привлечение средств домашних хозяйств – кредитование реального сектора экономики". В большинстве других государств Содружества в качестве едва ли не исключительных источников инвестиций выступают зарубежные капиталы, бюджетные вливания и собственные средства местных предпринимателей.
Если расположить различные экономические показатели по порядку убывания их положительной динамики, то для России получится такой ряд: доходы – инвестиции – товарооборот/расходы – ВВП. Типичная картинка для других стран СНГ выглядит почти так же, но это "почти" заключается в том, что доходы оказываются не в начале, а в самом конце подобного ряда. Это как раз и показывает как минимум два серьезных отличия российской экономики от "союзной" – меньший удельный вес теневого сектора и весомую роль накоплений населения в финансировании экономического роста.