|
Руководители государственной комиссии по расследованию катастрофы в московском "Трансваале" обещали назвать причину обрушения сначала 14 марта, затем 22-го, но вчера снова решили перенести дату окончательных выводов. Возникает недоуменный вопрос: что такого еще надеются найти члены комиссии, что изменит их мнение?
Анализ работы комиссии, пишет сегодня "КоммерсантЪ", позволяет сделать вывод о том, что причиной трагедии назовут ошибки в проектировании купола-крыши, а ее виновником – автора проекта Нодара Канчели. Во всяком случае, никакие другие версии эксперты не рассматривают, а постоянные тайм-ауты берут лишь для того, чтобы убедить самого конструктора в его виновности.
Все необходимые в подобных случаях экспертизы были проведены по горячим следам в первые дни после катастрофы. К началу марта расследование успело отвергнуть многие версии случившегося. Так, например, не нашло подтверждения предположение о том, что аквапарк развалился из-за сдвижки или деформации фундамента под ним. Нет у комиссии претензий и к турецкой фирме Kocak Insaat: строители, по мнению расследования, досконально соблюдали всю предписанную проектом технологию строительства. Были проверены качество стали и прочность сварных швов – все нормально. Оставались две версии: "террористическая" и "купольная".
Предположение о внешнем воздействии на колонну небольшого точечного заряда актуально и сегодня, однако злополучную пленку, где виден выброс пыли с поверхности 11-й опоры, фотографии и прочие вещдоки забрали сотрудники ФСБ, а уже на 2-й день после трагедии саму 11-ю колонну вместе с кучей строительного мусора похоронили в овраге, а овраг сравняли с землей.
Таким образом, все три прошедшие с начала марта недели "комиссары" фактически отрабатывают одну и ту же версию – об ошибках в проектировании крыши. Ее могли бы обнародовать давно, но проблема в том, что с этой версией категорически не согласен сам автор крыши. А для того чтобы убедить без всякого преувеличения специалиста №1 по проектированию оболочек, что он был не прав, нужен как минимум конструктор, равный ему по уровню. Оказалось, что такого в России просто нет.
Расчеты Нодара Канчели, как стало известно "Ъ", уже сто раз проверили в НИИ железобетона, ЦНИИ строительства им. Кучеренко и в Московском инженерно-строительном университете. Вопросы к специалисту со стороны коллег, само собой, появились, но все споры до сих пор ведутся в "научно-теоретической плоскости" – ни одной серьезной ошибки в расчетах, "способной привести к обрушению конструкции", ни один из экспертов не обнаружил. Специалисты прекрасно понимают, что простого вывода о виновности г-на Канчели будет недостаточно. От них потребуют аргументированно доказать свою точку зрения, а сделать это будет крайне сложно.
Версии Госстроя и правительства Москвы о причинах трагедии в Трансвааль-парке отличаются не сильно. Об этом сказал сегодня глава Госстроя Николай Кошман, который заявил, что Госстрой не обнародует свою версию случившегося до итогового заседания комиссии правительства Москвы. Н.Кошман также отметил, что лично не видел пленку с записью обрушения купола. Однако, сказал глава Госстроя, у нас есть "свое мнение по тому облачку".
Компетентный источник, близкий к расследованию причин катастрофы в "Трансваале", заявил радиостанции "Эхо Москвы", что самой вероятной причиной трагедии является все-таки теракт.
А вот желание всевозможных комиссий, расследующих причины обрушения, возложить вину на проектировщиков связано исключительно с тем, что в случае теракта страховые компании за обрушение платить не будут (а это десятки миллионов долларов), поскольку теракт является форс-мажорным обстоятельством.
Источник отметил, что доказательством теракта служит видеозапись, на которой был виден "выхлоп от колонны". Кроме того, была 11-я колонна - единственная, которая переломалась, все остальные первоначально лежали просто прямые, добавил неназванный источник "Эха Москвы". "Надо было, чтобы комиссии объяснили эти особенности", - подытожил источник.