|
Ответственность за эти акции взял на себя Шамиль Басаев, напоминает газета "КоммерсантЪ". Однако беспокойства правоохранительных органов первые взрывы не вызвали, версия о терактах даже не рассматривалась. Уголовные дела были возбуждены по статьям "Хулиганство" и "Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем взрыва". Расследование поручили подмосковным милиционерам, которые занялись поисками левых радикалов и хулиганов.
"С самого начала было понятно, что это теракты, а значит, состав не наш, а фээсбэшников. Но прокуратура в канун президентских выборов не стала возбуждать дело по терроризму, опасаясь негативной реакции сверху, и дела попали к нам", – рассказал "Коммерсанту" оперативник уголовного розыска ГУВД Подмосковья. Однако за этим последовали взрывы опор ЛЭП. Чтобы сомнений в том, кто их устроил, не осталось, террористы оставили на месте преступления флаг самопровозглашенной Ичкерии.
Происшедшее очень обеспокоило губернатора Московской области Бориса Громова. В ультимативной форме он потребовал от сотрудников правоохранительных органов: "Подобные теракты должны быть полностью предотвращены в Подмосковье". Прокуратура была вынуждена возбудить дело по статье "Терроризм" и передать его ФСБ.
Как сообщает газета "КоммерсантЪ", в минувшую пятницу сотрудникам ФСБ сообщили, что в подмосковных Люберцах по адресу ул. Кирова, д. 52, кв. 84 обнаружены 21 выстрел к ручному гранатомету РПГ-7, 19 электродетонаторов, 18 наручных электронных часов "Касио", 2 гранаты Ф-1 и 1 – РПГ-5. Оружие было найдено после того, как истек договор аренды, заключенный риелторской фирмой "Калита-Град", и квартира освободилась.
Взрывотехники сразу определили, что именно такие часы и выстрелы для гранатомета использовали террористы для подрыва газопроводов и ЛЭП. В квартире располагалась база диверсантов, которую они, возможно, спешно покинули из-за того, что ФСБ начала их розыск.
Выяснилось, что помещение четыре месяца назад арендовал через фирму "Калита-Град" житель Волгоградской области Павел Косолапов, сообщает издание. "С виду он был абсолютно нормальным человеком, ничего подозрительного в его поведении наши сотрудники не заметили. Ежемесячно вносил плату, а по окончании договора вовремя съехал",– рассказал "Коммерсанту" управляющий риелторской фирмы Андрей Кириллов-Угрюмов.
Издание отмечает, что террористы, захватившие заложников на мюзикле "Норд-Ост", тоже снимали квартиры через фирму "Калита-Град". Однако руководство компании спокойно относится к такому совпадению. "Ничего удивительного в этом не вижу – у нас большая компания, много клиентов, а определить нехороших людей по внешнему виду невозможно. Нам просто опять не повезло", – пояснил "Коммерсанту" Кириллов-Угрюмов.
Риелторы передали следствию копию паспорта Косолапова (подлинность документа сейчас устанавливается), контактные телефоны и еще несколько существенных улик. Проведя анализ полученных в "Калита-Граде" сведений и показаний жителей дома, где террористы устроили базу, сотрудники ФСБ установили, что к диверсиям в Подмосковье может быть причастен житель Ачхой-Мартана Аслан Мизаев. Кроме того, оперативники ФСБ выяснили, что в последнее время террористы ездили на вазовской "девятке" зеленого цвета, один из свидетелей вспомнил ее номера. Вчера машина, а также граждане Косолапов и Мизаев были объявлены в розыск, сообщает издание.
Тот факт, что взрывчатку обнаружили, по сути, случайно, в очередной раз показал, насколько россияне беззащитны перед террористами, отмечает "Газета". В домовом управлении №1 Министерства обороны РФ (на его балансе стоит дом №52, где нашли арсенал) изданию рассказали, что злополучная квартира в бывшем военном городке Люберцы-3 приватизирована и принадлежит отцу (полковник в отставке) и сыну Мирошниченко. Жилье они уже давно сдают через риелторскую фирму, а сами проживают в Москве. Последний договор на аренду этой квартиры столичное агентство недвижимости "Калита-Град" заключило с 18 декабря 2003 г. по 18 марта 2004 года. По словам одного из сотрудников домового управления, вечером 18 марта, когда истек срок аренды, уборщица риелторской фирмы Зоя Игнатова приехала прибраться в квартире. Однако попасть внутрь не смогла - во входной металлической двери был заменен замок. На следующий день она приехала вновь, вызвала слесаря, и тот вскрыл дверь. В коридоре женщина обнаружила провода и растяжку из двух гранат.
После обнаружения арсенала в квартиру доставили хозяина - Мирошниченко-младшего. Выяснилось, что он сдавал две смежные комнаты, а в третьей, закрытой на ключ, хранил свои вещи. Однако и на этой двери новый постоялец зачем-то сменил замок.
Ни для кого не секрет, что снять квартиру в Москве и Подмосковье проще простого и без каких-либо документов, отмечает издание. Например, в тех же Люберцах столбы на центральном Октябрьском проспекте буквально облеплены объявлениями о сдаче жилья внаем. Позвонив по нескольким телефонным номерам, корреспондент "Газеты" выяснил, что месяц проживания в этом подмосковном городе в "однушке" обойдется в $250-300. На вопрос, нужны ли какие-то документы, несколько маклеров прямо заявили, что этот вопрос "нужно обговаривать с хозяином квартиры". Если же арендовать жилье на сутки (от 300 руб.), то паспорт квартиросъемщика вообще никого не интересует. Ничего лучшего для террористов и не придумаешь.
Естественно, что сами они вряд ли захотят светиться, а скорее станут действовать через подставное лицо, как, по всей видимости, и произошло в истории с квартирой, арендованной у Мирошниченко неким Косолаповым. В такой ситуации вся надежда только на участковых и бдительность соседей, отмечает газета.
Напомним, что за последний месяц в Подмосковье было совершено пять диверсий. В середине марта в 2,5 км от МКАД по Симферопольскому шоссе были подорваны три опоры ЛЭП. Прибывшие взрывотехники обнаружили на четвертой вышке, которая была также заминирована, три кумулятивных заряда, состоящих из гранат подствольного гранатомета. Общий вес заряда составил 400 г тротила. Взрывное устройство было обезврежено. Недалеко от места происшествия были найдены еще два выстрела к гранатомету и зеленый флаг Чечни.
В конце февраля в Раменском районе Подмосковья пытались дважды взорвать газопровод. Тогда в 50 м от деревни Старниково на берегу реки Отра под 200-миллиметровой трубой сработали два взрывных устройства, мощность каждого из которых составила около 200 г в тротиловом эквиваленте. В результате газопровод был поврежден, и подачу газа в населенный пункт пришлось временно прекратить. Еще одна бомба была найдена на следующий день под газопроводом в 2 км от поселка РАОС все того же района. Взрыв должен был прогреметь в 10:47 – на такое время был установлен таймер, присоединенный к боевой части снаряда РПГ-7. Кстати, в трубе имелось несколько сквозных отверстий, через которые происходила утечка газа.
За неделю до этого неизвестные обстреляли ветку магистрального газопровода между подмосковными городами Подольск и Чехов. Труба была пробита в четырех местах, но возникшее возгорание быстро потушили, и взрыва газа, к счастью, не произошло.