|
Напомним, что две ракеты РСМ-54, которые должна была запустить атомная подводная лодка "Новомосковск", так и не смогли выйти из пусковых шахт, а третья, запущенная с АПЛ "Карелия", взорвалась не на камчатском полигоне, а в воздухе. С еще одной субмарины "Архангельск" за этими событиями лично наблюдал верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ Владимир Путин.
Позже президент для приличия похвалил моряков, но из того, что он в резком тоне потребовал провести новые учения, ясно, что на самом деле глава государства был весьма недоволен. И хотя на прошлой неделе Северному флоту удалось-таки смыть свой позор, расследование обстоятельств первого "раунда" учений продолжается.
Командование наконец признало очевидную истину: ракеты просрочены. Виной этому - т.н. директивное продление сроков годности, которое было настоящей палочкой-выручалочкой для военных. Об опасности такой тактики еще шесть лет тому назад говорил ныне покойный эксперт Юрий Балашов - кстати говоря, работавший в комиссии по приемке ракет. Он предупреждал, что с испорченными носителями может случиться все что угодно: от неудачи при пуске до взрыва в хранилище. Но услышали специалиста только сейчас, когда его правоту подтвердила сама жизнь. И теперь необходимость обновлять арсенал баллистических ракет встала перед военными во весь рост.
Заявление Куроедова не касается двух других ракет, застрявших в шахтах "Новомосковска", хотя неудача с ними может быть вызвана той же причиной. Видимо, опровергнуть свои собственные слова о том, что планировался лишь "электронный" пуск, у главкома не поворачивается язык. Но общественности по-прежнему непонятно, зачем в таком случае Путин целый день мерз на мостике "Архангельска".
Тем временем флот страдает и от другой неприятной истории. Сегодня он лишился своего флагмана - крейсера "Петр Великий", который в прошлом году был признан лучшим кораблем флота. По словам главнокомандующего, корабль "готов в любую минуту взлететь на воздух" и нуждается в длительном ремонте. Внушает беспокойство командованию и сильный износ атомного сердца "Петра" - реактора. А виноват во всем этом, по мнению Куроедова, командир корабля контр-адмирал Владимир Касатонов.
Впрочем, на флоте существует и другая версия отправки "Петра Великого" в док - личные мотивы Куроедова. На суде по делу о гибели К-159 отставной адмирал Игорь Касатонов, приходящийся дядей командиру крейсера, в пух и прах раскритиковал главнокомандующего, и неприятности, постигшие корабль и его команду, могут быть местью (с использованием служебного положения).
Другой точки зрения, также нелестной для Куроедова, придерживается директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он говорит, что главком просто избавляется от возможных претендентов на свое кресло. "В настоящее время решается вопрос о том, будет ли Куроедов командующим флотом в ближайшие годы или же на его место будет назначен кто-то другой", - отметил Пухов.
В своем заявлении о просроченных ракетах Куроедов сказал: "У каждого оружия есть свой срок хранения. Можно продлить терпение человека, но не ракеты, тем более сложного электронного механизма". Посмотрим, как долго главнокомандующий сможет "продлевать терпение" своего непосредственного начальника - президента.
Между тем специалисты-атомщики высказали свое явное недоумение сегодняшним сообщением в СМИ об аварийном состоянии крейсера "Петр Великий". "Это нонсенс, - сказал в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС технический директор атомного флота Мурманского морского пароходства Сергей Перевощиков. - Все атомные корабли - как военного, так и гражданского назначения - спроектированы одним конструкторским бюро и одинаково надежны. Авария АПЛ "Курск" показала, что даже при столь мощном взрыве на корабле сам реактор не был поврежден. А это лучше всего свидетельствует о его надежности".
Аналогичного мнения придерживаются и специалисты из службы ядерного и радиационного контроля. В штабе Северного флота информацию о тревожном положении на "Петре Великом" встретили также с недоумением. Пресс-служба флота готовит специальное заявление по этому поводу.