Путин осовременил достижение Ельцина

Читать в полной версии →
Идеология кремлевских перемен заключается в том, чтобы вначале отстроить механизм и только потом – менять персонажей. Но рано или поздно люди из администрации тоже попадут под колесо перемен




Вчера стало известно, как будет выглядеть структура администрации президента. Изменения в ней продолжают общую тенденцию административной реформы к уменьшению числа составляющих. Правда, в данном случае разница незначительна. Вместо двадцати подразделений останется восемнадцать: семнадцать в статусе управлений плюс аппарат советников президента. Десять управлений сохранили свое прежнее название; три образованы из прежних шести: управление пресс-службы и информации, протокольно-организационное управление и управление по кадрам и государственным наградам. Вместо территориального управления сделали аппарат полномочных представителей президента в федеральных округах. А трех управлений (экономическое, управления по вопросам гражданства и по вопросам помилования) больше не существует.

Но самое интересное заключается не в арифметике. Интересно изменение схемы заместителей главы администрации. Раньше, напомним, имелся первый зам и несколько второстепенных. Теперь остались два равноправных заместителя – Игорь Сечин и Владислав Сурков – и 12 помощников.

Евгений Минченко, директор аналитического агентства "Нью Имидж", так прокомментировал "Yтру" перемены в администрации: "Назначение Суркова и Сечина понятно. Было две группы – питерских силовиков и эффективных политических менеджеров, преуспевших в манипуляции общественным мнением и парламентом. То есть те, кто искусно работал в публичной сфере. Сечин и Иванов более сильны в части аппаратных интриг, они никогда не были публичными людьми. Медведев, в свою очередь, представляет питерских юристов, более нейтральную группу.

Таким образом, нынешним назначением те три основные группы, которые присутствовали в администрации, четко зафиксированы. Самая нейтральная получила главу администрации, те, кто занимался кулуарно-кадровой политикой, получили одного зама (Сечина), те, кто ориентирован на публичные взаимоотношения с парламентом, – другого (Суркова). Так что образовавшаяся структура – результат соотношения влияния ранее сложившихся групп. Это не кланы, это группы, сформировавшиеся в результате как генезиса ("семейные" и "питерские"), так и своих интересов, того, что у них лучше получается.

Минченко также напомнил, что Сурков пришел в Кремль "из рекламы и пиара". "Понятно, что ему было бы трудно управляться с кадровыми вопросами, которых в работе администрации немало". Поэтому статус-кво можно характеризовать следующим образом: то, что происходило в администрации фактически, теперь получило и юридическое воплощение.

А вот политолог Дмитрий Орлов считает, что назначение двух равноправных заместителей главы администрации президента вместо прежней структуры – "неожиданное для многих решение". "Многие полагали, что Сурков уйдет", – говорит он.

По мнению Орлова, выбранное решение показывает, что Путин решил не отказываться от профессионалов, чем и обусловлено назначение Суркова. "Путин возвращает классическую ельцинскую систему сдержек и противовесов. Сурков представляет старую элиту, а его коллега по креслу – новую. Они просто обречены на противостояние как представители двух противоположных групп влияния".

По мнению Дмитрия Бадовского, руководителя спецпроектов Института социальных систем МГУ, особенность новой структуры в том, что "при выстраивании новой модели сохранены прежние лица". Таким образом, идеология перемен в администрации заключается в том, чтобы вначале отстроить механизм, и только потом – менять персонажей. Но рано или поздно фигуры в администрации президента тоже попадут под колесо перемен.

Ася РЯЗАНОВА |
Выбор читателей