Бигуди из куриных косточек

Читать в полной версии →
"Миллион лет до нашей эры" рассказывает о двух доисторических племенах – Чистоволосых и Грязноволосых, их борьбе за обладание шампунем и о расследовании первого преступления – убийства человека человеком

Миллион лет до нашей эры (RRRrrr!!!)
Франция, 2004
Режиссер: Ален Шаба
В ролях: Марина Фоис, Жерар Депардье, Жан Рошфор, Морис Бартелеми




Фраза "Миллион лет до нашей эры" немедленно заставляет подумать о динозаврах или, на худой конец, птеродактилях. В комедии Алена Шаба ни тех ни других нет, хотя на экране присутствуют саблезубые собаки, саблезубые гуси и даже небольшой саблезубый мамонт. Но фильм все-таки про людей.

"Миллион лет до нашей эры" рассказывает о двух доисторических племенах – Чистоволосых и Грязноволосых, их борьбе за обладание шампунем и о расследовании первого преступления – убийства человека человеком.

Французский актер Ален Шаба стал широко известен в 1997 году, когда его картина "Дидье" про мужчину, ставшего собакой, получила "Сезар" как лучший дебют. Шаба сам написал и поставил фильм, а также сыграл в нем главную роль.

Следующим его успехом стала вторая картина из серии про непутевых галлов, знающих секрет волшебного напитка друидов, – "Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра". Несмотря на то, что первая часть ("Астерикс и Обеликс против Цезаря") по результатам проката во Франции уступила только "Титанику", для выпуска в Америке компания "Мирамакс" выбрала вышедший спустя три года фильм Шаба, пояснив, что он сделан более "в американском вкусе". "Миссия Клеопатра" оказалась очень американским кино, такого рода преувеличенной, нагруженной спецэффектами комедии, с которой во всем мире ассоциируется Голливуд. В отличие от Зиди, который был соавтором сценария и режиссером первого фильма, Шаба обращался с материалом намного более вольно и больше внимания уделил зрелищности и коммерческой привлекательности, показывая свой бюджет крупным планом.

В новой ленте Шаба использует больше визуальных шуток, но приближается при этом не к Зиди, а, скорее, к манере американских "Горячих голов". Такую смену стиля следует приписать соавторам сценария и актерам фильма – "Робинам из Буа". К этой театральной и телевизионной комедийной труппе во Франции отношение неоднозначно. Одни называют их лучшими современными комиками, другие считают одними из худших.

Использование установившейся труппы актеров нередко во французской комедии. Тот же Клод Зиди в 70-е заработал себе имя серией фильмов с участием труппы "Шарло", включая такие хиты, как "Сумасшедшие на стадионе" и "Новобранцы идут на войну". Ален Шаба в свое время тоже входил в телевизионную комическую труппу "Никудышные". Именно один из его партнеров по труппе Доминик Фарруджа должен был стать продюсером фильма, но предпочел пост руководителя "Канал +", на котором вместе с Шаба когда-то начинал. Этот поворот судьбы еще раз доказывает, что комедия во Франции вообще дело серьезное. Шаба и относится к ней соответствующим образом.

К своей несерьезной команде, которая уже снялась у него в "Миссии Клеопатра", режиссер добавил пару относительно "серьезных" актеров. Жерар Депардье в очередной раз превосходен как вождь Грязноволосых, умудряясь показать себя незаурядным актером даже с такой партнершей как шимпанзе. Антрополог-любитель Жан Рошфор, который снимался у Бертрана Тавернье и Луиса Бунюэля, в роли старого вождя, к сожалению, почти незаметен. Сам Шаба в очередной раз оставляет для себя роль "плохого парня", на этот раз – шамана-убийцы.

Помимо обязательного в подобного рода комедии смешения эпох: звезд шерифов из морских звезд, бигуди из куриных косточек и наскальной живописи в качестве телевизора, – Шаба включает в свой фильм кино-референции, нарочито выделяя пародию на "Апокалипсис сегодня". Только один раз "Миллион лет до нашей эры" покидает территорию американской комедии 80-х, и в его абсурде появляется холодящая, почти трагическая нотка. Когда вождь Чистоволосых (Морис Бартелеми) после долгой погони неожиданно выбегает из доисторических кустов на пустую заасфальтированную площадку возле маленького супермаркета, кажется, что Ален Шаба неожиданно оказался в какой-нибудь притче Отара Иоселиани.

На самом деле, они так же далеки друг от друга, как племена Чистоволосых и Грязноволосых.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей