Пакистан: иранский синдром

Читать в полной версии →
Исламабад объявил о своем намерении не допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ. Для Пакистана такой шаг чреват потерей доверия у международного сообщества...


ФОТО: AFP



Власти Пакистана должны сделать все возможное, дабы активизировать свое сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом в субботу на пресс-конференции в Вене заявила официальный представитель МАГАТЭ Мелисса Флеминг. По ее словам, Исламабад должен допустить на свои ядерные объекты специальных инспекторов Агентства, которым предписано провести самую тщательную проверку состояния секретных заводов и лабораторий. Флеминг подчеркнула, что в настоящее время в интересах Пакистана доказать международной общественности, что случаи нелегальной торговли ядерными технологиями с такими государствами, как Ливия и КНДР, больше никогда не повторятся. А доказать это можно лишь посредством допуска инспекторов в святая святых пакистанской ядерной программы. Конечно, Исламабад не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, однако эта страна является активным членом МАГАТЭ, а значит, должна выполнять предписания руководства Агентства. Напомним, что конфликт между МАГАТЭ и Пакистаном разгорелся на прошлой неделе, когда официальные власти в Исламабаде категорически отказались сотрудничать с экспертами Агентства и предоставить в их распоряжение документы Министерства обороны. Пакистанское правительство заявило, что их государство является суверенным и оставляет на свое усмотрение решение вопроса о присутствии на своей территории иностранных инспекторов. Все это было мотивировано пресловутыми государственными интересами - в Исламабаде искренне боялись, что среди экспертов могут находиться шпионы.

В свою очередь Пакистан объявил о своем намерении взять под особую охрану целый ряд ядерных объектов. Это связано с угрозами диверсий со стороны исламских экстремистов. В минувшую пятницу один из лидеров "Аль-Каэды" Айман аз-Завахири распространил заявление, в котором призвал "истинных воинов Аллаха" свергнуть законное правительство Пакистана и завладеть ядерным арсеналом страны. По мнению местных аналитиков, подобное заявление является для Исламабада "исключительно опасным": даже если фанатикам не удастся осуществить государственный переворот, у них есть шансы либо устроить взрывы на соответствующих предприятиях, либо похитить документы, касающиеся ядерной программы. Впрочем, как отметил президент Пакистана Первез Мушарраф, его страна намерена полностью искоренить экстремизм и в дальнейшем принимать самое активное участие в акциях антитеррористической коалиции. По его словам, ядерное оружие, которым располагает Пакистан, никогда не будет использовано с целью уничтожения других государств. Миссия этого оружия является исключительно "оборонительно-сдерживающей".

Как бы там ни было, а МАГАТЭ требует от Исламабада более тесного сотрудничества. В противном случае, Пакистан может лишиться своеобразных "бонусов" на международной арене, как это в свое время произошло с Ираном и Ливией. Правда, теперь Тегеран и Триполи стали друзьями Агентства.

Андрей СПИРИДОНОВ |
Выбор читателей