Фото AP |
Двигатель аппарата проработал 11 сек, затем самолет планировал в течение шести минут перед падением в Тихий океан в нескольких сотнях километров от побережья Калифорнии. Запускали его с бомбардировщика Б-52.
Нынешняя попытка запустить "X-43A" стала второй – первая закончилась неудачей: самолет был уничтожен в результате отказа пусковой системы.
Аппарат длинной 3,7 м и весом 1300 кг развил рекордную скорость при помощи воздушно-реактивного двигателя (scramjet). Двигатели такого типа работают на водородном топливе, используя при этом кислород из окружающего воздуха, что позволяет им разгоняться до очень высоких оборотов. Система действует на сжигании топлива в потоке воздуха, сжимающегося за счет высокой линейной скорости аппарата, в отличие от обычного реактивного двигателя, в котором воздух сжимают лопасти пропеллера.
Однако scramjet начинает работать только при скорости, равной шестикратной скорости звука, а это значит, что предварительно его нужно как следует разогнать. Для этого специалисты NASA и воспользовались модифицированной ракетой "Пегас", которая была выпущена из-под крыла стратегического бомбардировщика B-52.
Впервые эта технология была предложена еще в 1950-60-е годы. Поскольку окислитель для такого двигателя берут из атмосферы, вес самолета, оснащенного scramjet, существенно уменьшается. А это позволяет увеличить либо загрузочную массу, либо дальность полета аппарата, или же уменьшить размеры самого самолета.
Плюсы технологии очевидны. Если инженерам удастся преодолеть изрядное количество связанных с нею проблем, то от Лондона до Сиднея можно будет долететь всего за пару часов. Правда на первых порах более вероятно, что такие двигатели будут использоваться для запуска небольших космических аппаратов – например, спутников связи.