|
Одним из самых знаменитых исполнителей роли датского властителя был великий английский трагик сэр Гаррик, выступавший на сцене лондонского театра "Глобус", где пьеса была поставлена впервые 400 лет тому назад. Впоследствии в написанной на основании старинных хроник трагедии блистали и другие звезды - от Эдмунда Кина, приезжавшего с "Гамлетом" и в Россию - до сэра Лоуренса Оливье, игравшего принца как на сцене Шекспировского театра, так и в кино, и до Мела Гибсона в кинопостановке 2000 года. Своего Гамлета показал уже в Советском Союзе и другой знаменитый англичанин - Пол Скофилд.
Впрочем, и в нашей стране были свои принцы Датские, начиная с петербуржца Василия Каратыгина и москвича Павла Мочалова, которые состязались в одно и то же время в своих трактовках загадочной роли. На рубеже XIX-XX вв. в трагедии Шекспира блистали Юрий Юрьев на сцене Александринки, а Александр Южин - на сцене Малого театра. Разумеется, не остался в стороне и МХАТ, где с модернистской по тем временам версией выступил приглашенный реформатор английской сцены Гордон Крэг, поставивший трагедию с Василием Качаловым в главной роли. Спектакль успеха не имел, был ошикан и долго в репертуаре не продержался, хотя прославленный критик Влас Дорошевич все же успел разразиться язвительной статьей в адрес мхатовского опуса.
Куда более удачной была судьба тифлисского Гамлета, сыгранного великим Константном Марджановым - "грузинским Станиславским". Среди советских гамлетов пальма первенства принадлежала комедийному версии ленинградского режиссера Николая Акимова в Театре им. Вахтангова, который занял в главной роли Анатолия Горюнова, известного по картине "Вратарь", а также прославившегося своими немалыми габаритами. Наверное, Акимову пришли на память слова Гертруды - Королевы-матери, сказанные о ее сыне: "Он тучен и одышлив". Загадка, как такая версия могла появиться в сталинское время, но... появилась.
Строго классического "Гамлета" создал уже в 50-е мастер реалистического театра Николай Охлопков, поставивший трагедию в Театре им. Маяковского с участием Владимира Самойлова. Эта роль прославила еще молодого тогда артиста на всю страну. Позже он передал эстафету Эдуарду Марцевичу и Михаилу Козакову. Григорий Козинцев обессмертил своим фильмом Иннокентия Смоктуновского и собрал блистательный состав актеров. Авангардный "Гамлет" возник на советских подмостках стараниями Юрия Любимова и Владимира Высоцкого, который декламировал шекспировский текст в переводе Пастернака на сцене Театра на Таганке, аккомпанируя себе на гитаре. К сожалению, полной киноверсии этого спектакля так и не осталось. Уже спустя 30 лет после Высоцкого на великий образ замахнулся Константин Райкин в московском "Сатириконе". Ну, сатира, скажем, и вышла...
Эпоха феминизма, захватившая мир в начале ХХ столетия, заставила и слабый пол одеться в костюм принца Датского. Вслед за Сарой Бернар в парижской "Комеди Франсез" это сделали Аста Нильсен в датском немом кинофильме и наша соотечественница - эмигрантка Алла Назимова на подмостках американских театров.
Трагедия Шекспира послужила и материалом для оперы А.Тома с одноименным названием, а также для многочисленных реминисценций на тему. Так, например, образ Гамлета возник в итальянской комедии Альдо Николаи "Гамлет в остром соусе", философской притче Тома Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и в драме болгарского драматурга Василко Йорданова "Убийство Гонзаго", которая шла на сцене Малого театра десять лет назад. В конце концов - совсем недавно - появился и "Русский Гамлет". Петербуржский хореограф Борис Эйфман поставил спектакль, посвященный Павлу I, судьба которого была схожа с судьбой датского принца.
Не так уж и мало за 400 лет, не правда ли?