Греф пошутил, не дождавшись 1 апреля

Читать в полной версии →
История с динамикой прогнозов относительно роста ВВП начинает напоминать детективный сериал с непредсказуемой развязкой. А то, что развязка будет захватывающей, специалисты уже не сомневаются




История с динамикой прогнозов относительно роста ВВП начинает напоминать детективный сериал с непредсказуемой развязкой. А в том, что развязка будет захватывающей, специалисты уже не сомневаются.

Незадолго до президентских выборов Владимир Путин сделал ряд красивых заявлений относительно курса на удвоение ВВП в ближайшие десять лет. Оптимизм российского президента вызвал сомнения не только у отечественных экономистов, но и у международных финансовых организаций, в частности, Всемирного банка. Однако это не помешало околокремлевским экономистам сойтись во мнении, что задача поставлена правильная, стремиться к ее выполнению надо, несмотря на то, что сделать это будет крайне трудно, даже с учетом возможной благоприятной конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей.

Надо отметить, что отнюдь не всеми подобная задача признавалась совсем уж невыполнимой. Как заявил в интервью "Yтру" один из неудачников президентской гонки С.Глазьев, "удвоение ВВП – вещь реальная. Более того, программа экономического роста, которую я продвигаю, предполагает выход экономики в течение ближайших лет на рост не менее 10% в год, что, кстати, и будет означать удвоение ВВП". Есть только одна проблема: правительство либералов вряд ли будет использовать методы Глазьева для достижения благих целей.

Наиболее последовательным противником завышения показателей роста до последнего времени продолжал оставаться Герман Греф. Первоначальный прогноз его ведомства относительно темпов развития экономики в 2004 г. предполагал рост в 5,2%, что не давало никаких оснований надеяться, что план по росту ВВП в два раза хоть как-то соотносится с реальностью. Прогноз вызвал резкую критику на самом верху. Помимо президента, скорректировать расчеты потребовал и вновь назначенный премьер М.Фрадков. Критика подействовала. Новый документ, озвученный главой МЭРТ, представил повышенные обязательства: рост ВВП, согласно докладу "О сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года", должен составить 5,8% в 2004 г. и превысить 6% к 2007 году. Прогнозируемая цена на нефть, на которой базируется рост экономики, также подросла с $22 до $26 за баррель. Однако и эти цифры никак не могли соответствовать удвоению ВВП. И на заседании правительства зазвучали еще раз скорректированные данные: расчетная цена на нефть выросла до $27,5 за баррель, а темпы увеличения ВВП - до 6,4%. В последующие годы самый оптимистичный сценарий МЭРТ предусматривает рост экономики на 6,2% в 2005 г., на 6,1% – в 2006 г. и на 6,2% – в 2007 году. Не надо изучать высшую математику, чтобы увидеть, что и эти цифры также далеки от задач, поставленных президентом. Для выполнения планов удвоения ВВП требуется ежегодный рост на уровне 7,5%.

Нельзя сказать, что над головой Германа Оскаровича со товарищи занесен топор, однако недовольство Кремля их излишней принципиальностью прослеживается довольно явно. Посему многие аналитики не исключали возможности, что негласный нажим заставит еще раз и более тщательно пересмотреть прогноз, чтобы все-таки выйти на темпы удвоения.

Возможно, именно по этой причине большинство наблюдателей не впали в шок от сегодняшнего заявления "инженера либеральных реформ". С Yтра по каналам информационных агентств прошла воистину шокирующая новость: выступая на "Дне российской экономики", проходящем во Франкфурте-на-Майне, Герман Греф заявил, что рост ВВП в 2004 г. составит 10%, а в последующем – 8,5%. Серьезные аналитики насторожились, полагая, что в сообщения вкралась ошибка. И действительно, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, глава Минэкономразвития подтвердил, что, по его прогнозам, цифры роста ВВП сохраняются прежними - на уровне 6,4%. Тем не менее, ошибка эта весьма знаковая. Если ведомство Грефа сохранит упорство в отстаивании хоть сколько-нибудь обоснованных цифр, то у завзятого либерала все-таки могут возникнуть проблемы. А значит, дело останется лишь за тем, стоит ли министерский пост собственных, пусть даже и очень либеральных убеждений…

Максим АРТЕМОВ |
Выбор читателей