Счастливого пути (Bon Voyage)
Франция, 2003
Режиссер: Жан-Поль Рапно
В ролях: Изабель Аджани, Жерар Депардье, Грегори Деранжер, Виржини Ледуайен.
|
Жан-Поль Рапно принадлежит к ветераном французского кино. Он начинал ассистентом режиссера в 50-е, после первой самостоятельной короткометражки ушел в сценаристы. Работал с Луи Малем, а в 1965 г. был номинирован на "Оскар" за сценарий для фильма Филиппа де Брока "Человек из Рио". На следующий год его первый полнометражный фильм "Воспетая жизнь" получил премию Луи Деллюка, и с тех пор Рапно работает на два фронта. Работает неспешно: за полвека в кино он снял только 8 фильмов и написал лишь вдвое больше сценариев. Такая скупость объясняется качествами, которые критики отметили еще в его первой работе: Рапно стремится к отточенности всех деталей, выстраивает актерскую работу до малейших нюансов. Режиссер предпочитает "многослойный" сценарий, работу с несколькими соавторами и последовательность черновых вариантов – на "Bon Voyage" их было пять. Такая тщательность оправдывает себя: за свою предпоследнюю работу "Гусар на крыше" в 1996 г. Рапно получил номинации на главную французскую кинопремию "Сезар" в категориях "Лучший режиссер" и "Лучший фильм". В этих же двух категориях он победил пятью годами ранее с "Сирано де Бержераком", его самым известным фильмом. За него Рапно, кроме многочисленных призов, получил премию национальной Академии кино и "Сезар Сезаров".
Долгое отсутствие в режиссерском кресле нисколько не сказалось на способности Рапно управляться с несколькими сюжетными линиями, насыщенным визуальным рядом и звездным актерским составом. С безукоризненной элегантностью он смешивает в кипящем котле предвоенного Бордо актрис, политиков и ученых, начинающих писателей и опытных воров, секретное оружие и судьбы Европы, высокие помыслы и низкие страсти. Скорость, с которой одно событие сменяет другое, не переходит в суетливость, а размах и богатство постановки не мешают следить за взаимоотношениями и приключениями персонажей, которых воплощают лучшие актеры Франции.
"Счастливого пути" временами кажется бенефисом Изабель Аджани – с таким самозабвением и блеском она играет роль кинодивы Вивиан Данвер. Ей не удается перетянуть одеяло в свою сторону только потому, что с других сторон с такой же эмоциональностью и профессионализмом его тянут Виржини Ледуайен, Иван Атталь, Грегори Деранжер и Жерар Депардье. Депардье, который обязан Рапно одной из ярчайших своих ролей – Сирано де Бержерака, играет в "Счастливого пути" министра Бофора. Эта роль не столь важна сама по себе и, пожалуй, скучновата для Депардье, но именно его участие вносит необходимый баланс в расстановку фигур на кинематографической доске.
Весь фильм построен на искусной балансировке: героями, темами, жанрами. К настоящим событиям того времени "Бон вояж" имеет отношение примерно такое же, как "Гусарская баллада" к войне 1812 года. Тем не менее, в основе лежат реальные факты – бегство правительства и высшего общества из Парижа в Бордо и открытие парижских тюрем за несколько дней до начала немецкой оккупации. История героиня Виржини Ледуайен основаны на злоключениях Ирен Жолио-Кюри и ее научной команды и реального аналога "тяжелой воды", а вдохновением для Изабель Аджани послужили французские кинозвезды того времени.
Рапно не стремился делать "исторический фильм" и все же тщательно воссоздал облик Парижа и Бордо начала войны. Оператор Тьерри Арбогаст совершенно заслуженно получил за свою работу премию "Сезар", так же, как и художники-декораторы Жак Руксель и Катрин Летерье. Всего фильм был номинирован в 11 номинациях, включая "Лучший режиссер" и "Лучший фильм". Третьего "Сезара" как лучший начинающий актер получил Грегори Деранжер, нисколько не потерявшийся на фоне опытных партнеров.
Рапно создает очень насыщенную, живописную картину. Он постоянно усложняет кадр дождем, дымом, многолюдной массовкой, движение каждого участника которой должно быть строго синхронизовано. Тем не менее, в этой барочной роскоши бьется энергия конфликта, сохраняется живое дыхание увлекательной истории. От превращения трагических для страны событий в фарс с парой эстрадных номеров Рапно удерживает то, что он сам восьмилетним ребенком был свидетелем хаоса, в который погрузилась Франция в 1940 году. В этом фильме, где сталкивается все и вся, в этой всеобщей путанице и неразберихе сквозь комический ритм проступает реальность. Этот смех – нервический, этот бесконечный бег – от беспомощности. Режиссеру удается главное, то, в чем, в сущности, и заключается задача художника: превратить хаос в гармонию.
В кинотеатрах с 1 апреля.