|
Три года назад 28-летний Эдуард Смольянинов умер в Серовском отделении милиции во время допроса, который проводил старший следователь Александр Першин и двое его коллег - Андрей Середа и Андрей Лысов. После этого Першин ударился в бега, а его коллег после довольно продолжительного расследования приговорили соответственно к двум и трем годам лишения свободы.
28 сентября 2001 г. сотрудники вневедомственной охраны задержали Эдуарда Смольянинова в баре "Фортуна" по подозрению в грабеже. На него указала девушка, с которой сорвали золотую цепочку. Задержанный был пьян, давать показания Середе и Лысову отказался и вдобавок назвал милиционеров "мусорами". К слову, он был не так уж и не прав...
Разумеется, гражданина Смольянинова долго и с удовольствием били: врачи засвидетельствовали многочисленные ссадины и кровоподтеки на теле Эдуарда. А вот дальше – просто ноу-хау в допросном деле. Сообразив, что побоями от упрямого подследственного ничего не добиться, милиционеры резко сменили тактику: они купили(!) на свои деньги(!!) водку, пригласили сожительницу Смольянинова Елену Асфадьярову и приступили к распитию крепкого алкогольного напитка вчетвером, очевидно, между тостами уговаривая Смольянинова дать признательные показания.
Вот только Смольянинов по-прежнему отказывался признаваться. Утром сожительницу отправили домой, зато на службе появился старший следователь Першин, который решил помочь коллегам в многотрудном деле добычи чистосердечного признания. И весь процесс был заснят на видеокамеру, в назидание потомкам, так сказать. На кассете рукой Першина так и было написано: "Учебное пособие для стажеров по проведению допросов".
Как потом сообщила мать погибшего, она не смогла просмотреть эту кассету: "Мне сказали, что на ней. Там лежит Эдуард. Брюки приспущены. И в задний проход вставлена бутылка". Наверно, как раз та бутылка из-под водки… Потерпев неудачу в чередовании "кнута и пряника", Першин посоветовал использовать наркотик, поскольку милиционеры заметили на руках подследственного следы инъекций. Через час "скорая" констатировала смерть от передозировки. Концентрация морфина в моче погибшего составляла 1,2% на миллиграмм, тогда как смертельной дозой является 0,04-0,12%.
На суде Середа и Лысов, а также и Першин, который устал находиться в федеральном розыске и сам явился в прокуратуру, уверяли, что Смольянинов сам вколол себе наркотик.
Что там было на самом деле, теперь точно не установить. Понятно только одно: будучи наркоманом, Смольянинов не мог не понять, что в шприце многократная смертельная доза. Либо ему ввели наркотик насильно, либо задержанный не выдержал пыток и издевательств и решил добровольно уйти из жизни.
Бывший старший следователь Александр Першин получил шесть лет и один месяц лишения свободы в колонии строгого режима. Обе стороны намерены обжаловать приговор.