|
Неделя еще носит название чистой или белой в честь того, что все ее дни принято готовиться к Светлому дню Пасхи - мыть и чистить жилье, убирать во храме.
В Понедельник, Вторник и Среду на часах читается Четвероевангелие, содержащее отрывки из всех четырех текстов канонических Евангелий.
В первый день недели – 5 апреля - бывает воспоминание притчи о бесплодной смоковнице, которая иссохла. Это символ человека, который гибнет еще на земле без покаяния в грехах своих, а равно и без веры или пребывая в одном из многочисленных теперь лжеучений.
6 апреля. В Великий Вторник воспоминают о притчах, которые говорил Христос ученикам и простому народу. В Великий Вторник поутру делали "соченое молоко" из вареного льняного и конопляного семени. На рассвете им поили домашнюю живность.
7 апреля. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В Великую Среду вспоминают о женщине, которая не пожалела для Христа драгоценного мира. На литургии бывает три великих поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются вплоть до дня Святой Троицы-Пятидесятницы.
В Страстную Среду скотину обливали снеговой водой - для крепости и здоровья. В стародавние времена ведь снег был чистым. В него рекомендовалось добавить прошлогодней четверговой соли. Говорят, что это очень помогает от столь модного в наши дни сглаза.
8 апреля. Великий Четверг (Четверток). В память о Тайной Вечере во время архиерейского служения - т.е. когда в храме служит кто-то из представителей высшего духовенства, начиная от епископа, совершается чин умовения ног, подобно тому, как некогда Христос умыл ноги ученикам Своим, также и архиерей омывает ноги сослужащему ему духовенству. Вечером в Четверг бывает утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Великий Четверг напоминает о молитве Господа в Гефсиманском саду и о предательстве Иуды из Кариота.
Во время Тайной Вечери установлено было Христом таинство Евхаристии (Причащения), обязательное для всякого христианина.
В четверг приготовлялось особо полезное лекарство - четверговая соль. Накануне ее пережигали в печи, а потом приносили на службу. Не меньшую целительную силу имеет и четверговая свеча, каковой считается горевшая в этот день на службе во время чтения не менее чем трех из 12 Евангелий. Такой свечой на косяке двери выжигают для оберега от нечисти крест, дают ее в руку умирающему, ставят перед иконой во время трудных родов. За особое счастье считается, если с такой зажженной свечой удается дойти из храма до дома.
9 апреля. Великий Пяток.
Во второй половине дня совершается вечерня Великой Субботы, в конце которой из северных врат алтаря выносится Святая Плащаница, остающаяся в храме для поклонения верующих. В старой Москве считалось, что тем год счастливее будет, чем к большему числу Плащаниц приложишься в этот день. Плащаница символизирует снятие со Креста Господа и Его погребение во гробе. Знаменитая Туринская Плащаница - зримый отпечаток той великой тайны, каковую составляло явление Сына Божьего в мир.
10 апреля. Великая Суббота.
Другое название этого дня - Суббота Покоя. Вспоминают о пребывании Господа телом во гробе, а душою во аде, куда Господь сошел ради освобождения душ грешников, томившихся там со времен адамовых. Во время литургии бывает чтение 15 паримий - отрывков из Ветхого Завета, где имеются пророчества о Воскресении Христовом. Весь день люди пребывают в предвкушении торжественного ночного Пасхального богослужения. Во время полунощницы Святая Плащаница уносится в алтарь.
Куличи, пасхи из творога с изюмом и крашеные яички готовили именно в этот день. В крупных храмах освящение пасхальной пищи бывает и по окончании пасхального богослужения в воскресенье. Суббота не случайно носит название красильной.
11 апреля. Светлое Христово Воскресенье.
В 12 часов ночи начинается крестный ход вокруг храма, после чего в притворе при затворенных дверях идет пасхальная утреня. Затем отворяются двери в храм и поется Великая ектения и пасхальный канон. Священник или епископ возглашает: "Христос воскресе!". "Воистину воскрес!" - отвечают ему с радостью все молящиеся. В продолжение всей Светлой седмицы царские врата главного алтаря и всех приделов не закрываются. Вечером этого дня совершается вечерня, во время которой бывает чтение Евангелия иереем в Царских вратах лицом к народу.
Существует немало поверий и примет, связанных с пасхальными днями. В частности, говорят, что всякий умерший попадает непременно в рай. От Пасхи и до Вознесения, по старым народным поверьям, Господь вместе с апостолами, одевшись в нищенские одежды, ходят по земле, испытывают милосердие людское.
В память о Светлом празднике христосоваться ходили не только к живым, но и к умершим - на кладбище, где оставляли или закапывали в могильный холм красное пасхальное яичко.
Всю неделю после Пасхи в прежние времена можно было слышать колокольный звон - этим праведным делом мог заняться каждый, а не только звонари. Известно, что колокольного звона боится всякая нечисть.