|
Члены комиссии по расследованию причин обрушения аквапарка, пишет издание, уже несколько раз откладывали вынесение окончательного решения: сначала они обещали назвать виновных 14 марта, затем - 22, 25 и, наконец, 31 марта. На прошлой неделе первый заместитель мэра Москвы, руководитель стройкомплекса Владимир Ресин сообщил, что итоги работы экспертной комиссии должны быть оглашены сегодня. Не исключено, что Юрий Лужков сообщит о результатах расследования на заседании правительства Москвы.
Версию теракта прокуратура считает полностью несостоятельной, о чем вчера и сообщил прокурор Москвы Анатолий Зуев. По его словам, видеозапись с места трагедии свидетельствует, что никакого внешнего воздействия на конструкции аквапарка не было: "Следствие по факту обрушения крыши аквапарка в Ясеневе располагает всеми видеозаписями, изъятыми с места происшествия. Видеозапись велась в непрерывном режиме с нескольких видеокамер аквапарка, в том числе и снаружи. Зафиксированное на пленке изображение и его оценка не дают следствию никаких оснований говорить о каком-либо механическом воздействии (в том числе и о взрыве) на элементы конструкции аквапарка. Следствие располагает заключением взрывотехнической экспертизы, которая однозначно утверждает, что на месте обрушения следов взрывчатого вещества не обнаружено. Для проведения этой экспертизы были взяты смывы со всех колонн и других элементов конструкции аквапарка". "Впрочем, - подчеркнул прокурор, - следствие по делу продолжается". Это означает, что в деле появится обвиняемый.
Между тем архитекторы не перестают настаивать на невиновности проектировщиков. В распоряжении "Газеты" есть письмо, которое Сергей Киселев (руководитель компании, которая была подрядчиком при сооружении кровли аквапарка) написал после того, как отказался поставить свою подпись под протоколом предварительных выводов экспертной комиссии.
"Особое мнение Киселева Сергея Борисовича по тексту акта технической комиссии по расследованию причин аварии на спортивно-оздоровительном комплексе с аквапарком по адресу: Голубинская ул., д. 16.
Очевидные даже для архитектора противоречия в экспертных заключениях четырех организаций, с одной стороны, вместе с отсутствием целого слоя информации, к которой комиссии не был предоставлен доступ следственными органами, с другой - не позволяют, на мой взгляд, делать ей однозначные выводы, а ее работу достаточной для определения истинных причин катастрофы. Следующие факторы могли бы заставить комиссию более тщательно отнестись к версии "злонамеренного внешнего воздействия" и использовать потенциал высококвалифицированных экспертов для математического или даже натурного моделирования причин потери устойчивости колонны, приведшей к катастрофическому разрушению: более качественная копия видеосъемки камерами наружного наблюдения; письменные показания свидетелей аварии; копии проведенных взрывотехнических и баллистических экспертиз; предновогоднее уведомление руководства аквапарка 27.12.03 соответствующими инстанциями о готовящемся теракте и предпринятых ими и местным УВД дополнительных мерах безопасности; не объясненный никем характер вмятины на пресловутой колонне и сам факт только ее уникальной деформации.
Указывая на те или иные недочеты конструкции, комиссия так и не указывает на тот "спусковой крючок", приведший к обрушению купола, а значит, следственным органам еще предстоит работа по определению истинных причин и истинных виновников случившегося.
Президент ООО "Сергей Киселев и Партнеры" Киселев С.Б.".
"Газета" поинтересовалась у Сергея Киселева, о каких предупреждениях идет речь в его письме. Он пояснил: "Со слов директора аквапарка я знаю, что ФСБ перед Новым годом передала ему документ о возможном теракте. Предписание было получено 27 декабря, и, согласно документу, в аквапарке были установлены дополнительные "рамки", половина линейного отделения милиции дежурила на территории аквапарка, были задействованы дополнительные милицейские машины. Дежурства продолжались до середины января, затем ситуация поутихла".
Издание приводит также ряд высказываний, сделанных московскими архитекторами, которые настаивают на невиновности Нодара Канчели.
Андрей Гнездилов, заместитель директора архитектурного бюро "Остоженка":
"Без экспериментов, которые восстановили бы картину разрушения, говорить о виновности Канчели преждевременно. Должны быть проведены эксперименты - я считаю, все необходимо воссоздать в натуральную величину, с натуральными нагрузками, с натуральными воздействиями. Тогда можно будет говорить о том, что произошло. Сейчас, на сегодняшнем этапе, все выводы, сделанные комиссиями, неубедительны, потому что не объяснена главная причина обрушения колонны и купола".
Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов России:
"Прокурор высказал свое мнение по поводу обрушения "Трансвааль-парка", хотя комиссия до сих пор не опубликовала свое решение. Мы не располагаем дополнительной информацией, но тем не менее остается убеждение, что разрушение крыши не могло быть без разрушения колонны. Колонна, рассчитанная на вертикальные нагрузки, без внешнего воздействия стояла бы, как уже простояла два с половиной года".
Михаил Хазанов, архитектор:
"О Нодаре Канчели я могу сказать, что все его объекты были рассчитаны на строительство в очень сложных условиях. Он не случайно очень много работал в Крыму, на Кавказе. Все, что он построил, прошло проверку временем. Несмотря на то что его проекты были весьма экстремальны, они стоят много лет. Пансионат "Дружба" стоит на трех ногах, не касаясь другими точками земли, уже с 85-го года. Подобных объектов я не видел ни в России, ни в Штатах, ни в Японии - нигде. Это высшее достижение инженерной мысли. Хочу напомнить о покрытии над Гостиным Двором на Ильинке. Талантливый, суперпрофессиональный конструктор, он очень остроумен в решениях своих проектов. Он находит всегда очень удачное решение, казалось бы, невозможных задач. Если говорить о сегодняшней ситуации, я убежден, что это механическое воздействие, я убежден, что Канчели здесь абсолютно ни при чем. Но легче всего свалить на проектировщика, потому что это самое слабое звено в цепочке. У строителей, у инвесторов больше возможностей себя защитить. А у проектировщика - только голова и руки. Кроме того, никто не желает заниматься взрывотехнической версией. В то время как давно пора зарядить все академии, поставить на ноги всех, кто понимает во взрывах, потому что явно было механическое воздействие - согнутая колонна, вмятина на ней величиной с футбольный мяч, вспышка, которая видна была на пленке и обошла все телевизионные каналы... У меня такое впечатление, что происходят какие-то прятки на виду. Почему-то очень не хотят рассматривать версию воздействия извне. Зачем разметали колонны по всей округе, зачем уничтожили вещдоки - вот это непонятно".