Кавказский феникс опьяняет инвесторов

Читать в полной версии →
Экономика Нагорного Карабаха постепенно восстает из пепла. В основном, на вине и тутовой водке. Причем, в отличие от грузинских, карабахские вина еще не начали подделывать




В созвездии самостоятельных, но непризнанных осколков бывшего СССР о Нагорном Карабахе теперь вспоминают, по крайней мере в российской прессе, не часто. Между тем именно отсюда пошел развал великой империи, и именно здесь бушевала одна их самых опустошительных войн на постсоветском пространстве. Война, которая практически полностью уничтожила некогда процветавшую экономику региона.

Как и за счет чего живет сегодня Нагорно-Карабахская республика (НКР)? Сразу скажем, что живет пока плохо; тем не менее, не только выживает, но и развивается, причем весьма бурными темпами.

В течение пяти лет после окончания в 1994 г. военных действий говорить о какой-то хозяйственной жизни в НКР было просто бессмысленно. Если она и теплилась, то только благодаря внешней помощи, позволявшей кое-как зализывать раны, но без шансов на действительное выздоровление. Расходная часть бюджета республики и по сей день более чем на 70% финансируется за счет ежегодно предоставляемых Ереваном так называемых "межгосударственных кредитов". В 2003 г. бюджетные доходы НКР составили 3,14 млрд драмов, расходы – 12,6 миллиарда. На нынешний год доходы запланированы в размере 4,0 млрд драмов, расходы – 15,7 млрд драмов (по текущему курсу это, соответственно, $7,1 млн и $27,8 млн, или $47 и $185 на душу населения). 62,5% расходов бюджета-2004 будет направлено на решение насущных социальных проблем. Сколько реально тратится на оборону – неизвестно, но, по признаниям карабахских лидеров, это внушительные суммы. "Межгосударственные кредиты" – 9 млрд драмов в прошлом году и 11,2 млрд, предусмотренные в бюджете Армении на этот год, – практически полностью покрывают огромный бюджетный дефицит НКР. В Карабах, кроме того, поступают значительные частные пожертвования от армянской диаспоры, а также гуманитарная помощь по различным каналам (например, из госбюджета США в размере $5 млн в год).

И все же, повторим, этих денег недостаточно для подъема экономики края. Тем не менее, такой подъем налицо. Если в 1999 г. промышленное производство, которому, казалось, уже некуда было падать, сократилось на 11%, то уже в следующем году был зафиксирован 17%-ный рост. Именно в 1999 г. правительство НКР возглавил Анушаван Даниелян, выдвинувший новую экономическую программу, о которой мы скажем ниже. В прошлом году выпуск промышленной продукции увеличился в реальном исчислении на 36,5%, а в целом за четыре последних года – в 2,3 раза.

Цифры впечатляют, хотя, конечно, такие темпы во многом определяются ничтожно низким исходным уровнем. Сегодня в промышленности, дающей 1/3 ВВП, занято менее 3,5 тыс. человек из 150-тысячного населения республики. После четырех лет стремительного роста размер промышленного производства составил в прошлом году 11,7 млрд драмов, или $20,7 млн – порядка $140 на душу населения. Капитального строительства было осуществлено на 8,7 млрд драмов ($15,4 млн); валовой объем продукции аграрного сектора в фактических ценах возрос до 21,2 млрд драмов ($37,5 миллиона.). В целом ВВП республики увеличился в 2003 г. в реальном выражении на 19,8%, но достиг всего 33,6 млрд драмов, т.е. менее $400 на душу населения. При этом средняя зарплата в сфере материального производства прибавляется гораздо медленней, чем ВВП: даже в номинальном выражении ее прирост составил лишь 13,4% – до 33,7 тыс. драмов в месяц (около $60). Отметим также, что, по независимым оценкам, уровень безработицы зашкаливает за 18% трудоспособного населения (в три раза выше, чем по официальным данным). В текущем году предусматривается значительное повышение зарплат в бюджетной сфере. Так, учителям должны поднять зарплату на 40%, врачам – на 25%. На 40% увеличится базовый размер пенсии – до 10280 драмов ($18). Экономический рост в 2004 г. запланирован на уровне 10,3% – до 37,5 млрд драмов, причем экспорт должен достигнуть 25,5 миллиардов.

Данные об экономическом развитии НКР интересно сравнить с показателями Армении. В прошлом году ВВП Армении вырос на 13,9%, а объем промышленного производства – на 14,9%, составив соответственно 1618,3 млрд и 329,6 млрд драмов, или около $900 и чуть более $180 на душу населения. На следующий год прирост ВВП прогнозируется в размере 7%. Бюджет-2004 запланирован в 274,1 млрд драмов по доходам и 317,0 млрд драмов по расходам. При расчетном среднегодовом курсе 589 драмов за доллар это соответственно $465 млн. и $538 млн. ($145 и $168 на душу населения), дефицит – $73 млн, или 2,53% ВВП. Таким образом, в пересчете на душу населения Нагорный Карабах не слишком уступает Армении в объемах промышленного производства, но сильно отстает по показателю ВВП; еще сильнее – более чем в три раза – по размеру бюджетных доходов, хотя по расходам даже опережает собственных спонсоров.

Размер фискальных платежей, прежде всего налоговых, в НКР крайне низок. Так, налог на прибыль – всего 5%. Предусмотрены значительные налоговые послабления инвесторам. Осуществляется и льготное кредитование инвестиционных проектов, как через бюджетные фонды, так и через коммерческий "Арцахбанк" – общий объем его кредитных вложений за последние годы превысил 30 млрд драмов (примерно $55миллионов). Кроме того, "Арцахбанк" выступает в качестве посредника в государственных программах по содействию малому и среднему бизнесу. Сейчас разрабатывается программа ипотечного кредитования населения, финансирование которой также будет осуществляться через "Арцахбанк".

Всяческое стимулирование капиталовложений власти НКР поставили во главу угла новой экономической программы, реализуемой с 1999 года. Логика проста: раз в условиях "подвешенного" международно-правового статуса республики инвестиции в ее экономику считаются рискованными, значит, по словам премьер-министра НКР Анушавана Даниеляна, "необходимо сделать так, чтобы условия для инвестиций были настолько заманчивы, чтобы превалировали над рисками". А вот что говорит президент НКР Аркадий Гукасян: "Нам удалось, хотя и не сразу, избавиться от поствоенного синдрома и уравнять всех перед законом. Сегодня перед законом все равны – и герои войны, и те, кто воевал в тылу, и те, кто воевал пером. Нам удалось добиться этой главной задачи, поскольку для инвестора очень важно точно знать, кто гарантирует его бизнес. Если это какая-нибудь полугероическая личность, которая говорит – я твой гарант, то это сразу же отталкивает инвестора. Мы поняли: чтобы привлечь в НКР инвесторов, необходимо создать соответствующую законодательную базу и налоговое поле, а также стабильную политическую ситуацию".

Экономические реформы и либерализация налогового режима принесли свои плоды. С 2000 г. в республику пошли прямые иностранные инвестиции (до этого их практически не было), и за 4 года их общий объем превысил $40 миллионов. Чтобы понять, что это значит для Нагорного Карабаха, представим (исходя из соотношения ВВП России и НКР), как изменилась бы наша жизнь, если бы добрые иностранцы построили у нас за тот же срок заводов и фабрик на $300 миллиардов. В 2003 г. приток прямых капиталовложений в карабахскую экономику из-за рубежа увеличился по сравнению с предыдущим годом более чем на 60%.

Деньги в Карабах вкладывают прежде всего иностранцы армянского происхождения, но не только. Из крупных проектов следует отметить ливанские инвестиции ($10 млн) в развитие стационарной и мобильной телефонной связи (кстати, тарифы в Карабахе ниже, а сама связь качественнее, чем в Армении). Московский предприниматель Валерий Меджлумян построил в Дрмбоне горно-обогатительную фабрику (добыча медного концентрата), которая сегодня обеспечивает 9,3% промышленного производства НКР (на сумму 1085 млн драмов в год). В рамках республиканской программы приватизации Степанакертский комбинат стройматериалов (ныне ЗАО "Карин") в июле 2002 г. приобрела компания "Сиркап-Армения", инвестиции которой позволили увеличить валовое производство с 6-7 млн до 17 млн драмов в месяц. Супруги Анивян из США вложились в производство молочных продуктов. Иранские армяне инвестировали средства в производство полиэтиленовых труб и сейчас совместно с партнерами из Германии и Сирии организуют новое предприятие в Шуше. Серьезные деньги (к примеру, из США и Австралии) вкладываются в гостиничный бизнес. Швейцарская фирма "Франк Мюллер" – кстати, крупнейший акционер "Арцахбанка" – завершает строительство гостиницы "Карабах" в Степанакерте. Эта же фирма, специализирующаяся на производстве высококачественных часов, реализует в НКР и другие проекты, в частности, с 2002 г. она удвоила здесь производство ювелирных изделий и футляров для дорогих механических часов.

Благодаря внешним и внутренним инвестициям оживают традиционные отрасли карабахской экономики. Отдельный разговор – о виноградарстве. В советские времена в крае ежегодно собирали 180-200 тыс. т винограда, сегодня – всего около 4 тыс. т (во время войны большинство виноградников было уничтожено). Министерство сельского хозяйства НКР разработало специальную программу развития виноградарства. Планируется за счет бюджетных средств выращивать до 1 млн виноградных лоз в год и бесплатно раздавать фермерам, которым также выделяются льготные кредиты из Фонда развития среднего и малого бизнеса. В течение 5-6 лет предполагается довести сбор винограда до 100 тыс. т в год. Восстанавливается винно-водочная промышленность, хотя объемы производства все еще невелики. Два современных винзавода пущены в эксплуатацию в Мартунинском районе. Зарубежные инвесторы (в частности, известный в Армении и России бизнесмен Георгий Оганян, владеющий крупными пакетами акций ряда винно-водочных предприятий) вложили в эту отрасль $5 миллионов. Продукция экспортируется в страны СНГ, в том числе в Россию; пока это в основном тутовая и фруктовая водка, но предпринимаются усилия и по возрождению производства знаменитых карабахских вин. В отличие от грузинских, эти вина еще не начали подделывать. Так что если вдруг увидите в продаже "Мартуни", "Чартар", "Гиши" – берите смело, не пожалеете.

Сергей ЭДУАРДОВ |
Выбор читателей