|
Минувшая неделя прошла под знаком "ЮКОСа": опальная нефтяная компания оставалась в центре событий, разворачивающихся определенно не в ее пользу. Попытаться понять суть происходящего, а именно – чего хотят от "ЮКОСа" власти и чем все это рано или поздно закончится, – можно, обратившись к хронологии событий последних дней.
Начиналось все достаточно оптимистично. Выступление Алексея Кудрина в понедельник на Лондонском экономическом форуме породило определенные надежды на скорое разрешение конфликта вокруг компании. По словам министра финансов, МНС еще окончательно не определилось с размером налоговых претензий к "ЮКОСу" и "Сибнефти", а значит, существует возможность внесудебного урегулирование конфликта. Истории известен подобный пример: некоторое время назад "ЛУКОЙЛ" сам признал за собой незаконность минимизации налоговых выплат по "байконурской схеме" и вернул государству около $100 миллионов. Чисто теоретически, "ЮКОС" тоже способен вернуть государству затребованные МНС $3,5 млрд якобы недоплаченных им налогов. По приблизительным подсчетам, это составляет около $1,5 на одну акцию НК, рыночная стоимость которой сейчас колеблется вокруг отметки $12,5.
Правда на сегодняшний день "ЮКОС" не обладает таким количеством "живых денег", но в случае обоюдной заинтересованности в конструктивном разрешении ситуации (со стороны "ЮКОСа" и государства) можно было найти компромисс. Возможно, именно это обстоятельство и объясняло оптимизм Кудрина. Хотя, не исключено, что, "даря надежды", глава Минфина всего лишь хотел снизить накал страстей и избавится от лишних вопросов и разъяснений.
Впрочем, это ему вряд ли удалось. 20 апреля рейтинговое агентство Standard&Poor's снизило долгосрочные рейтинги "ЮКОСа" и "Сибнефти". Долгосрочный рейтинг "ЮКОСа" понизился сразу на пять ступеней: с "ВВ–" до "ССС". Более того, прогноз его изменения оказался пересмотрен с "негативного" до уровня "в развитии". Это означает, что при необходимости рейтинг может быть пересмотрен любую сторону. "Сибнефть" пострадала в меньшей степени – долгосрочный рейтинг компании снизился всего лишь с "В+" до "В", а прогноз его изменения оставлен на уровне "в развитии". Основной причиной снижения рейтинга S&P стало решение суда, запрещающее "ЮКОСу" распоряжаться своими активами, включая принадлежащие ему 92% акций "Сибнефти".
По части пессимизма в отношении перспектив "ЮКОСа" не осталось в стороне и другое рейтинговое агентство – Moody's. Оно, в свою очередь, понизило основной рейтинг и рейтинг заемщика "ЮКОСа" сразу на три позиции: с "Ва1" до "В1" и с "Ва2" до "В2" соответственно. Более того, в заявлении Moody's указывается, что агентство намерено рассмотреть возможность дальнейшего снижения рейтингов.
Символы рейтинговых агентств озвучили на весь мир то главное, что тщательно замалчивается российскими властями. А именно – что государство вовсе не намерено использовать существующие возможности разрешения конфликта. "ЮКОСУ" умышленно не оставляют никаких шансов, планомерно подводя некогда динамично развивавшуюся компанию к банкротству.
Еще совсем недавно ряд аналитиков с уверенностью заявляли о том, что государство ни при каких условиях не станет разрушать "ЮКОС". Действительно, зачем резать курицу несущую золотые яйца, когда можно указать ей корзинку, куда эти самые яйца должны складываться и в каком количестве. В этом случае можно было бы говорить о том, что государство действительно стоит на страже своих интересов, разумно и с выгодой использует имеющуюся у него власть и действуя при этом, исходя из соображений максимальной целесообразности.
Окончательное крушение иллюзий состоялось в конце минувшей недели, когда ГУ МВД России по налоговым преступлениям произвело в головном офисе "ЮКОСа" обыски по делам "Томскнефти", "Самаранефтегаза", а также группы самарских заводов. Расследование, в рамках которого производились обыски, проводится по подозрению в уклонении от налогов перечисленными выше дочерними компаниями "ЮКОСа". Означать это может только одно: МНС любым способом хочет расширить объем налоговых претензий к НК, не оставив ей даже теоретических шансов выплатить начисленную сумму.
Анализируя последние действия властей: доначисление $3,5 млрд налогов, запрет на распоряжение активами, судебные иски и попытка "нарыть" новые "недоплаченные налоги", – можно сделать единственный печальный вывод. Компании умышленно не дают расплатиться и упорно подводят к банкротству. Занять недостающую сумму на рынке "ЮКОСу" уже вряд ли удастся, учитывая ситуацию с рейтингами и растущие опасения кредиторов иметь вообще какие-либо отношения с опальной компанией.
Действия государства в отношении "ЮКОСа" в точности напоминают банальный сценарий корпоративного захвата (через фиктивное банкротство). Такие схемы, с активным применением административного ресурса, по сей день весьма популярны в российской корпоративный среде и считаются довольно эффективными в деле отъема и передела собственности. Действительно, чего стоит одно только "предложение" "ЮКОСу" со стороны МНС самостоятельно уплатить "недоплаченные" налоги до 16 апреля – притом что сам иск был подан... 15 апреля.
В связи со всем сказанным выше результат судебных слушаний по делу "ЮКОСа", начинающихся 7 мая, видится достаточно предсказуемым. Предварительно обложив НК со всех сторон, государство, похоже, намерено отобрать ее у нынешних основных владельцев. В дальнейшем компанию, по-видимому, ждет либо национализация, либо продажа по частям.
Одним словом, "курочку", похоже, все-таки решили зарезать. Власти, как оказалось, вовсе не нужны "золотые яйца" – ей куда милей неполный лоток безделушек от Фаберже, верноподданнически поставленный к ногам владыки очередным перепуганным "хозяином жизни".
С новой рабочей неделей, господа.