|
Взрыв в четвертом реакторе атомной электростанции произошел 26 апреля 1986 года. Радиоактивному заражению подверглись 17 стран мира, в том числе 19 российских областей с населением около 30 млн человек. Сразу после аварии к работам по ликвидации ее последствий были привлечены сотни тысяч жителей СССР, в том числе - 200 тыс. человек из России.
Масштабы самой крупной техногенной катастрофы выдвинули Чернобыль в разряд общепланетарных проблем. Последствия взрыва ощутили на себе жители Белоруссии и России. По данным 2004 г., под наблюдением врачей до сих пор находятся 2,3 млн человек, среди которых 452 тыс. – дети. Наиболее серьезным последствием аварии на Чернобыльской АЭС для людей стал рост числа раковых заболеваний. Как сообщили в МЧС России, "подтвердился неблагоприятный прогноз по росту онкологических заболеваний щитовидной железы среди людей, которые на момент аварии были детьми". Эта категория граждан наиболее часто страдает от болезней крови, эндокринной системы и органов пищеварения. В зараженных регионах в 40-60 раз увеличилось количество детей и подростков, больных раком щитовидки, а в отдельных населенных пунктах – в 300 раз.
Спустя 18 лет Чернобыльская АЭС все еще представляет большую опасность. Под развалами реактора в 100 км от Киева под железобетонными плитами дремлет чудовище, в недрах которого около 200 т ядерного топлива. Это - погребенный, но живучий радиоактивный остаток от аварии, разделившей мировую историю на "до и после" Чернобыля.
На данный момент украинским ученым ничего не известно о процессах, протекающих внутри реактора. Кроме того, срок эксплуатации действующего саркофага практически истек (он закончится в 2006 г.), ухудшилось его техническое состояние – в стенах появились трещины, просел потолок. Эксперты предупреждают, что обрушение защитного сооружения может привести к более тяжелым экологическим последствиям, чем авария 1986 года. На строительство новой "оболочки" объявлен тендер. Сейчас уровень радиации на ЧАЭС в два раза ниже контрольного уровня в 0,085 миллирентген в час.
Радиоактивный выброс после чернобыльской катастрофы в 600 раз превзошел взрыв в Хиросиме по загрязнению окружающей среды. Чернобыль заразил радиацией 25% общей площади сельскохозяйственных угодий и лесов Белоруссии. По данным Российского экологического форума, сейчас возделывается 1,2 млн га земель, пораженных цезием с плотностью более 37 кБк на кв. метр. При этом границы загрязненных территорий расширяются - цезий и другие изотопы разносятся с пылью и пожарами.
К очередной годовщине аварии на ЧАЭС, белорусское правительство решило изменить статус более чем 200 населенных пунктов в чернобыльской зоне, ссылаясь на то, что уровень радиации в них значительно снизился. А парламент республики позаботился о стимулировании предприятий, работающих в зоне радиоактивного загрязнения, не забывая при этом о поставках минеральных удобрений в эти районы. В 2003 г. на развитие сельского хозяйства в пяти наиболее зараженных районах Белоруссии государство выделило $5 миллионов.
В этой связи перед Россией стоит еще одна постчернобыльская проблема – зараженные продукты питания. Таможенный и радиационный контроль на границе Белоруссии и России практически отсутствует, и "чернобыльские яблочки" продолжают пополнять российские рынки.
Особую опасность, по мнению специалистов, представляют молочные консервы, которые наиболее сильно аккумулируют радионуклиды. Известно, что они остаются в организме до тех пор, пока полностью не распадутся или не будут выведены из организма путем естественного метаболизма. Продукты распада радона поражают в основном органы дыхания, стронций накапливается в костях, цезий поглощается в тканях. По различным прогнозам, пик заболеваемости людей придется на 2005-2010 годы.
Сегодня, в день годовщины трагедии на Чернобыльской АЭС, Российский экологический форум организует в Москве акцию протеста против использования пораженных радиацией сельскохозяйственных угодий в Белоруссии. "Мы не выступаем против республики или ее экономических субъектов! Мы не выступаем против ее экономических отношений с Россией! Мы выступаем за усиление контроля за ввозом в нашу страну белорусских продуктов, произведенных на зараженных территориях и строгий контроль за их продажей на российских рынках!" - говорится в официальном заявлении экологического форума.
В знак протеста против смертельно опасных консервов активисты организации пикетирование здания Белорусского посольства в Москве. Манифестанты, одетые в костюмы химзащиты, скандировали: "Москва и Минск друзья-бизнесмены. Мы им газ, они нам рентгены" и "Пейте это молоко и откинетесь легко".
Сегодня же Гринпис России устроил демонстрацию протеста у главного здания Госатомнадзора (ГАН) - федерального надзорного органа, контролирующего безопасность ядерных объектов - в первую очередь, в сфере атомной энергетики. Добровольцы в ярких комбинезонах развернули плакаты с надписями "Нет - лицензиям на новые Чернобыли" и "Календарь ядерной эры", где было подчеркнуто то, что в прошлом веке каждый месяц происходило несколько ядерных аварий и катастроф. Гринписовцы раздавали служащим ГАН свой новый доклад "Сколько стоит ядерное электричество", в котором содержатся доказательства мнимой экономической эффективности атомной энергетики.
По мнению Гринписа Госатомнадзор лишь создает видимость кипучей деятельности и не делает ничего, чтобы повысить уровень безопасности российских АЭС, в то время как эта проблема должна решаться при помощи системы лицензирования ввода в действие и эксплуатации ядерных реакторов. ГАН продолжает выдавать разрешения на строительство новых атомных электростанций, а также на продление работы старых. При всем при этом в ведомстве признают, что количество нарушений на АЭС растет. Только в 2003 г. был выявлен 51 случай, что на 12 больше, чем в 2002 году.
Более того, в российской системе атомной энергетики возникла абсурдная ситуация: отрасль, предприятия которой несут высочайшую потенциальную опасность, в значительной степени финансируется западными странами. У Росэнергоатома – организации, отвечающей за эксплуатацию ядерных реакторов и строительство новых, – нет собственных средств для обеспечения безопасности АЭС и предприятий ядерно-топливного цикла (ЯТЦ). В своем докладе Гринпис утверждает, что ежегодно РФ и иностранные государства вынуждены доплачивать 20 млрд руб. для поддержания хотя бы минимального уровня безопасности атомных объектов.
Как заявил координатор энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров, ситуация усугубляется еще и тем тем, что Госатомнадзор вместе с Агентством по атомной энергии (бывший Минатом) объединены под крышей одного ведомства - Министерства промышленности и энергетики РФ. Таким образом, получается, что ГАН оказался частью структуры, над которой он должен осуществлять контроль. Если и раньше, будучи формально независимой структурой, Госатомнадзор зачастую вынужден был уступать давлению Минатома, то теперь его положение еще более незавидно. По словам Чупрова, в России по сути устранен последний барьер на пути развития опаснейших ядерных проектов.