Фото: inauka.ru |
В нынешнем сезоне любителям фотографии придется пройти изрядную физическую подготовку. Пожар в Манеже лишил мероприятие традиционной главной площадки. Огромное количество экспонатов пришлось срочно рассовать по всем доступным выставочным залам и галереям столицы, поэтому ареал фотобиеннале простирается от Каширки до Тушина.
Конечно, обойти все выставочные точки (а их 38) может только маньяк. Лучше с самого начала внимательнее ознакомиться с программой и выбрать приоритеты. Здесь нужно учитывать, что заявленные темы фестиваля: "Город", "Идентификация" и "Новые технологии" – звучат, как всегда, несколько расплывчато и никаких ориентиров вам не дадут. Гораздо удобнее сделать выборку по проектам и именам.
Как всегда оправдывают себя тесные связи директора Московского дома фотографии с французскими коллегами. В главном зале фотобиеннале, Новом Манеже, представлены снимки из коллекций Национального фонда современного искусства и Центра Жоржа Помпиду. Здесь собраны оригинальные отпечатки классиков французской фотографии: Ман Рэя, Брассая, Дуано, Картье-Брессона и других, посвященные облику Парижа. А любителей сильных ощущений ждет персональная выставка женщины-легенды, многоликой Орлан.
Орлан начала работать над проектом "Самогибридизация" еще в 1998 году. Художница создала ряд изображений, представляющих собой гибрид ее лица с доколумбовскими или африканскими масками. Конечно, большая заслуга здесь принадлежит цифровой обработке. Но, в отличие от своих коллег, осуществляющих подобные проекты исключительно на мониторе компьютера, Орлан в самом деле прошла через несколько операций, полностью изменив свое лицо. Вот почему героиня "Самогибридизации" – не придуманный образ из видеоигры, некий вездесущий "постгуманоид", человек из будущего.
Если смелые эксперименты с собственным лицом вас не вдохновляют, то лучше отправиться в лабиринты Московского дома фотографии. Львиная доля здешней экспозиции посвящена пейзажам и архитектурным видам Италии, с середины XIX в. и до наших дней. Туристические снимки, сделанные полтора века назад, мирно соседствуют с работами крупнейших мастеров прошлого столетия. Единственный зал "жанровых" фотографий – выставка работ знаменитого Клаудио Абате: "Рим – центр художественной жизни. 1950-1970". Их автор оказался в центре кружка художников-авангардистов, обратившихся к искусству перформанса. В конце 60-х – начале 70-х годов перформансы свидетельствовали об отрицании концептуальным искусством таких традиционных материалов, как холст, кисть и резец. В качестве основного художественного материала художники использовали собственное тело. Фотографии Клаудио Абате, зафиксировавшие самые громкие перформансы и акции итальянских концептуалистов, передают незабываемую атмосферу "революционных шестидесятых".
Из прочих интересных зарубежных проектов хочется отметить выставку иранских фотографов, "Ретроспективу" литовского мастера Антанаса Суткуса (в ЦДХ) и экспозицию "Герои за экраном" финской художницы Маллы Хукканен, посвященную владельцам и работникам сельских кинотеатров, разбросанных по просторам Финляндии (в Фотоцентре Союза журналистов России).
Эпицентр отечественной фотографии находится в залах Музея современного искусства. В рамках специальной программы "Фотолетопись России" собраны репортажи наших фотографов о жизни российской глубинки. Игорь Мухин прокатился по южным городам России, Владимир Семин навестил Краснодарский край, Сергей Чиликов ностальгировал по старой Самаре, а Глеб Косоруков побывал в Рязани. Но особенно эффектна серия "Лица Волги" Сергея Леонтьева.
А если вам вовсе неохота проводить солнечные майские деньки в сумрачных залах московских музеев, просто прогуляйтесь по городу. Пройдитесь по мосту Багратион (там открылась выставка современных российских фотографов), загляните в Петровский пассаж (на одной из его линий экспонируются сразу несколько фотопроектов), а вечером оттянитесь в клубе на Брестской. Заодно познакомитесь с творчеством китайского мастера Ксяо Х. Ванга