|
С востока на запад Китая уже интенсивно прокладываются две автомобильные трассы, которые рассматриваются как китайский участок нового пути. К настоящему времени в основном завершилась прокладка 4395-километровой дороги, связывающей г. Ляньюньган с контрольно-пропускным пунктом Хоргос на китайско-казахстанской границе. Шоссе проходит через десять провинций и автономных районов Китая с населением почти 400 млн человек. Вторая магистраль берет начало в Шанхае и через города Хэфэй (пров. Аньхой) и Сиань (пров. Шэньси) протягивается к тому же КПП. На участке Сиань - Хэфэй строится 18-километровый автодорожный тоннель, который станет самым длинным на планете.
Кроме того, Китай принимает активное участие в строительстве за пределами страны, например, дороги, ведущей из г. Кашгар на западе Синьцзяна в Ташкент через Кыргызстан. Протяженность этой магистрали на территории КНР составляет 234 км, киргизский участок - 280 км и узбекский - 445 км. Реконструкция затягивается в Кыргызстане из-за нехватки финансов.
Азербайджан заявил об открытии своего участка пути в 46 км Аляты - Казимагомед еще в конце февраля этого года. На него было затрачено $36 млн, выделенных Исламским банком развития, кувейтским фондом и правительством Азербайджана.
По данным ВТО и ЮНЕСКО, Великий шелковый путь до 2020 г. превратится в самый привлекательный маршрут для туристов, приняв треть путешественников со всего мира. Впервые проект воссоздания был предложен в 1959 г., однако тогда его не удалось реализовать из-за технических сложностей и нестабильной политической обстановки.
Начало функционирования Великого шелкового пути, впервые в истории человечества соединившего Восток и Запад, относится ко второй половине II в. до н.э., когда китайский дипломат и путешественник Чжан Цянь впервые открыл для своих сограждан Западный край - страны Средней Азии. Тем самым были как бы соединены в одно целое две великие дороги, шедшие прежде в неведомые земли. Одна - ведущая с запада из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, пройденная эллинами при походах Александра Македонского и селевкидского полководца Демодама, другая - с востока из Ханьской империи в Среднюю Азию, разведанная Чжан Цянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань (Фергану), Согд и Бактрию.
Система Великого шелкового пути просуществовала до XV века. Однако уже с XIV в. приоритет в сфере перевозок постепенно перешел к морским трассам.
Название "Шелковый путь" (Seidenstrassen) впервые ввел немецкий ученый Фердинанд Фрайхерр фон Рихтгофен в 1877 г. в своем классическом труде "Китай". Оно было как нельзя оправданно, ибо именно шелк, как отметил другой немецкий исследователь Альберт Херманн, явился основным товаром, познакомившим в конце II в. до н.э. два разных мира - Запад и Восток.