|
По данным газеты Washington Post, подозрения насчет Пхеньяна содержаться в специальном докладе Госдепартамента США, Министерства энергетики, разведуправления Минобороны (РУМО) и ЦРУ. Сейчас работа над документом продолжается, обещают, что он будет готов в течение ближайшего месяца.
Делая столь серьезное заявление относительно ядерного могущества Северной Кореи, американские специалисты основывались в том числе и на результатах проб и анализов, взятых с одежды членов делегации, посетившей в январе ядерный комплекс в Йонбене.
Кроме того, как утверждает газета, спецведомства США, следящие за ядерным развитием КНДР, склоняются к выводу о том, что программа обогащения урана в коммунистической державе будет реализована к 2007 году. А РУМО при этом считает, что коварный план будет осуществлен уже в конце 2004 года. В любом случае, у Пхеньяна появится возможность производить до шести ядерных бомб в год.
То, что КНДР имеет ядерные возможности, Америка подозревает давно. Еще в марте 2002 г. официальный Вашингтон заявлял, что у Пхеньяна есть как минимум три атомных бомбы и значительные запасы веществ для производства ОМУ, в том числе баллистических ракет дальнего радиуса действия, способных поражать территорию США.
Радиоактивные запасы, по словам представителей администрации Буша, хранятся в подземных бункерах, недосягаемых для МАГАТЭ, именно поэтому руководство Северной Кореи не позволило произвести полную проверку ядерного реактора в Йонбене.
В апреле 2003 г. ЦРУ официально заявило, что коммунистическая страна собирается построить завод по производству урана, которого хватит на изготовление двух ядерных бомб ежегодно. "США продолжают выражать опасения, что КНДР работала над обогащением урана в течение нескольких лет. Пока у нас нет информации, что завод по производству центрифуг начали строить", - говорилось в документе, представленном американскому Конгрессу.
Позже представитель Соединенных Штатов Кеннет Квиноунс в интервью японской газете Daily Yomiuri сообщил, что Северная Корея имеет в распоряжении достаточное количество плутония, чтобы уже к концу 2003 г. создать и испытать от шести до десяти ядерных бомб.
В начале октября 2003 г. Пхеньян поспешил объяснить миру, что не собирается продавать кому-либо свое атомное оружие. Ядерный арсенал якобы предназначен только для защиты оплота коммунизма на Дальнем Востоке от американской агрессии. Замглавы внешнеполитического ведомства КНДР Чо Су Хон признал, что в прошлом его страна продавала ракеты. "Но ведь это всего лишь ракеты ближнего радиуса действия", – оправдался чиновник. Он пояснил, что в необходимости крепить оборону Пхеньян убедило наглое вторжение в Ирак.
И буквально накануне газета New York Times поведала сенсацию - оказывается, еще пять лет назад создатель пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадир Хан видел на подземном объекте в КНДР три ядерных заряда. Правда, он утверждает, что видел их мельком. Если верить словам Хана, то он – первый иностранец, который может засвидетельствовать, что КНДР занимается разработкой атомных вооружений. Кстати, издание уверяет, что информация была получена от официальных лиц, расследующих распространение пакистанских ядерных технологий.
Кроме того, отец пакистанской ядерной программы признался, что начал сотрудничать с КНДР уже в конце 1980-х гг., а через десять лет передал корейцам чертежи центрифуг для обогащения урана и несколько самих центрифуг. Напомним, что еще в конце 2003 г. Абдул Кадир Хан сознался, что делился своими разработками с Ливией и Ираном. Президент Пакистана Первез Мушарраф не стал доводить дело до суда, но до конца жизни национальный герой просидит под домашним арестом.
Американские эксперты, посещавшие Северную Корею в начале 2004 г., заявили, что Пхеньян не в состоянии произвести ядерное оружие. Сомневается в этом и ЦРУ, считая, что у Хана не было ни времени, ни опыта, ни оборудования, чтобы удостовериться, что ему сказали правду относительно этих установок.
Также скептически отнесся к этому заявлению и ведущий сотрудник Института Дальнего Востока РАН Вадим Ткаченко, пишет интернет-издание "Время Новостей": "Смущает его утверждение, что северяне показали ему заряды. Они никому ничего не показывают. Над ядерными программами КНДР и Пакистан могли работать синхронно. И неизвестно, кто кому помогал: Пакистан - КНДР или наоборот?"