Фото: greenparty.ru |
На Западе по уровню развития "зеленых" движений судят и об уровне развития всей политической системы. Кое-где экологам уже удается составлять конкуренцию ведущим политобъединениям. У нас наоборот: "Зеленые" на прошедших выборах в Думу, кто не помнит, заняли "почетное" первое место от конца...
Последний переулок
Офис партии с прогрессивной аббревиатурой РЭП (Российская Экологическая Партия) расположился в тихом переулке с говорящим названием – Последний. Но партийная жизнь не замерла и здесь. По всему миру как раз "зеленые" отличаются эксцентричностью акций и митингов. Российские защитники природы стараются сочетать уличную активность с конструктивной работой... даже страшно сказать... с государственными органами. На вопрос как им это удается, охотно отвечают – удается, просто нужно все время "бить, долбить, долбить". Органы государственной власти и управления забрасываются обращениями. Потом экологи слышат фразы своих обращений из уст чиновников. На источник чиновники чего-то не ссылаются. "Зеленые" все равно рады – влияем, говорят, на власть.
Отечественные "Зеленые" старательно подчеркивают отличия от всемирно известного "Гринписа". Международная экоорганизация существует в России на иностранные деньги и имеет возможности устраивать грандиозные акции. Российские экологические политики тоже проводят митинги и шествия. 15 апреля, например, состоялось "представление, на котором Россию в образе "традиционного медведя" агитировали за ратификацию Киотского протокола (ага, есть, значит, и нетрадиционные российские медведи, всегда это подозревал). Что интересно, акция одновременно проходила в половине российских регионов. Везде ли были медведи, не уточняется...
Задачи у партии глобальные: борьба с парниковым эффектом, за качество воды и воздуха. Стандарты, прописанные в Киотском протоколе, позволят существенно снизить выбросы в атмосферу. От этого вроде бы должен уменьшится парниковый эффект. Основным лоббистом неприсоединения к международному акту "Зеленые" называют АО "ГМК Норильский Никель". По данным партии, норильское предприятие – крупнейший на сегодня загрязнитель воздуха, 18% промышленных сбросов принадлежат ему.
В последнем письме на имя Фрадкова фигурирует не только "Норникель". Большой "привет" передан всем отечественным нефтяникам. Зарубежные компании "обеспечивают извлечение нефтепродуктов на 90% и более", а наши дотягивают только до 70". Из-за аварий теряется еще 7% сырой нефти при добыче. Выбрасывается нефть, конечно, в окружающую среду, куда же еще.
Спасем плотину
Помимо общих проблем, экологи занимаются конкретикой на местах. В Костромской области текла себе неприметная река Медоза, приток Волги. Текла бы она и дальше, если бы шустрый колхоз двадцать лет назад не соорудил на ней плотину для нужд советского хозяйства и местного населения. Так появилась уникальная экосистема рукотворного Медозского озера, с увесистыми рыбами на радость поселянам. Пару лет назад здесь стали строить новую дорогу, разбили всю плотину и разрушили рыбную идиллию. А плотину до этого даже признавали памятником архитектуры. Кроме "Зеленых" на помощь никто так и не пришел. При помощи партии энтузиасты залатали плотину. Экологи ездят, мониторят экологическую обстановку. Флора и фауна Медозы спасена – крестьяне, рыбы и бобры остались весьма довольны.
Гони волну
У "Зеленых" есть свое видение российской политики и роли партии. "Политика – это сконцентрированная экономика. А экономика – это та же самая экология". Экологическая партия должна заставлять бюрократический аппарат помнить об этом. Достигается такая памятливость посредством уже обозначенных акций. Главное, чтобы они не кончались.
"Наш электорат – от 7 до 10%, – делится лидер партии Анатолий Панфилов, – но вы сами знаете, что последние выборы были "а-ля "Единая Россия". Наиболее наглядно это сказалось на партиях СПС и "Яблоко", но и мы тоже пострадали".
– А что это за слои населения?
– 60-70 % – это женщины; безусловно, молодежь и люди старшего поколения, которые уже, может, разочаровались во многих политических партиях.
– Часть радикалов от экологии отстаивают лозунг "Назад, в пампасы". Ваше отношение к подобного рода идеологии?
– Мы, конечно, не противопоставляем себя радикальным экологическим движениям. Спокойно относимся и общаемся и с тем же "Гринписом", и с остальными.
– Все-таки, вы за технологический прогресс или за жизнь на лоне природы?
– Ну, партия не ставит такую задачу, как возвращение к жизни на природе. Тут ведь, понимаете, множество таких проблем, на первый взгляд, незаметных. Например, качество питьевой воды. В Москве оно еще сносное, но есть города, где воду просто нельзя пить. Качество воздуха, выбросы в атмосферу – вот тягчайшие проблемы. И у бизнес-структур нет желания что-то с этим делать. А такая идиллия – жить на природе... Наверное, нереально уже про такое говорить. Надо сделать то, что необходимо сейчас.
Левое со смещением вправо
Российские "Зеленые" пытаются быть всем и для всех. Идеология у них общечеловеческая. При этом признается, что во всем мире экологические движения придерживаются левой ориентации. России же, по мысли "зеленых" партийцев, нужны либеральные реформы, поэтому направленность партии буржуазная.
Депутатов от экологов в Думе нет, но... они есть. Элита призвала в ряды "партии власти" всех, включая и активистов от экологии до кучи. Уж насколько они будут агентами влияния, даже сама партия не знает, но связи с ними поддерживаются.
Экологи предполагают, что в будущем они пригодятся как конструктивная оппозиция. А задача-максимум на следующие выборы – попадание в Думу. Теперь главное, чтобы экологически ориентированный избиратель пришел к урнам голосования, а то, по информации партии, в декабре их сторонники всенародное волеизъявление попросту проигнорировали. А те, что пришли, вынуждены были голосовать не за них, так как по профессии были учителями, врачами и прочими работниками сугубо бюджетной сферы.