Последняя весна президента Чечни: хроника борьбы

Читать в полной версии →
Ликвидация Ахмада Кадырова затмила все последние успехи федеральных сил в деле замирения мятежной республики. "Военная победа в Чечне одержана", - констатировал незадолго до этого помощник президента России




Вплоть до сегодняшнего Yтра казалось, что традиционного "весеннего обострения" боевиков на Северном Кавказе удалось избежать. Более того, все чаще представители властных структур, военные аналитики и эксперты высказывали уверенность, что ситуация в Чечне теперь-то - с началом нового года (и срока) - уже вошла в русло управляемой, и "процесс", что называется, полностью под контролем.

Однако сегодняшний громкий теракт в Грозном на переполненном стадионе "Динамо", повлекший за собой многочисленные человеческие жертвы, в том числе гибель президента республики Ахмада Кадырова, снова на какое-то время поставил все с ног на голову, перевернул вверх тормашками торжественные заявления и сентенции, затмил все последние достижения и успехи федеральных сил в деле замирения мятежной республики. Убит Кадыров - единственный на данный момент авторитетный чеченский лидер, одержавший убедительную победу на выборах президента республики и безоговорочно поддержанный Кремлем, - и на какое-то время Чечня вновь оказалась в обезглавленном состоянии, на грани анархии.

"На какое-то время" - это надолго ли? Пожалуй, главный или один из главных вопросов, со всей страшной своей очевидностью вставших вдруг перед нами. Впрочем, и впадать в панику тоже не следует. Лучше освежить в памяти основные значимые события и тенденции последней, точнее, еще текущей весны. Итак: март. Апрель. Май...

14 марта. Выборы президента России прошли в Чечне довольно спокойно, без каких-либо серьезных ЧП. Накануне голосования была зафиксирована лишь неудавшаяся попытка минирования избирательного участка в одном из далеких аулов Итум-Калинского района. Саперы взорвали самодельную бомбу, установленную неизвестными на чердаке дома, где располагалась охрана членов избиркома. Кроме того, за сутки до всенародного волеизъявления в Чечне похитили одного человека. Все.

Как заявляли тогда местные власти, "безопасность во время выборов президента России в Чечне обеспечена на 99%, а 100% может дать только Всевышний". Она - безопасность - и была обеспечена. То, что сепаратистам не удалось не то чтобы сорвать выборы, но даже просто громко заявить о себе в этот определяющий для всей страны день, было эдаким "добрым знаком" и говорило о многом.

И последующие результаты выборов свидетельствовали сами за себя: лучше всего Путина поддержали именно в Чеченской республике – там ему отдали свои голоса 93,9% избирателей, выразив таким образом свой почти неограниченный кредит доверия. Тогда же, в марте месяце начальник службы безопасности президента Чечни Рамзан Кадыров пообещал, что для большинства боевиков "наступает последнее лето", а через два-три года их в республике вообще не останется.

13 марта в интервью журналистам помощник президента РФ Сергей Ястржембский сообщил о том, что группировка федеральных войск в Чечне за последние годы была сокращена до 70 тыс. военнослужащих. По словам Ястржембского, военный фактор уже не играет здесь определяющей роли. Давно ушли в прошлое такие термины, как "зачистка", "закрытие целых населенных пунктов", из республики выведено большое количество тяжелого вооружения и техники. "Военная победа в Чечне одержана", - констатировал тогда помощник президента России.

Ситуация в республике изо дня в день меняется к лучшему, люди добровольно возвращаются в Чечню, вновь замечал Ястржембский спустя месяц в апреле.

И наверное, во всех этих словах был свой резон. Из известных авторитетных полевых командиров в Чечне оставался один Басаев. Масхадов уже давно перестал быть ключевой фигурой сепаратистов. Арабский наемник Хаттаб был убит в результате спецоперации российских спецслужб еще в 2003 году. Были ликвидированы и другие главари чеченских бандформирований.

А 19 апреля стало известно, что в Чечне убит известный главарь наемников, организатор февральского теракта в московском метро Абу аль-Валид. Сообщение подтвердили впоследствии его родственники. Кроме того, согласно официальным сообщениям, регулярно поступавшим в СМИ в марте-апреле текущего года, в Чеченской республике каждый день складывали оружие боевики, многие проходили процедуру амнистии.

Российские военные, со своей стороны, постоянно изымали в разных местах тайники со взрывчатыми веществами. Так, 26 марта в населенном пункте Майртуп Курчалоевского района сотрудники временного ОВД дел обнаружили и изъяли 2 самодельных взрывных устройства на чердаке строящегося дома. Одно из них состояло из 20 кг пластита, четырех электродетонаторов и пульта дистанционного управления, второе - в аналогичной комплектации из 19 кг пластита. Это был очередной, пусть и малый, успех в борьбе с террористами.

Как заявлял в интервью корреспонденту "Yтра" заместитель начальника одного из отделов МВД РФ, пожелавший остаться неназванным, "боевики перешли к диверсионно-террористическим действиям. Противник использует разные методы – фугасы, закладку различных устройств, словом, взрывает все, что возможно". В адрес российских военнослужащих постоянно поступают угрозы, отмечал офицер, однако федеральные силы к этому уже привыкли и постоянно находятся в полной боеготовности.

30 марта с очередными угрозами в адрес России выступил главарь террористов Шамиль Басаев, пообещав применить химоружие. Заявление Басаева пришло в редакцию сайта сепаратистов "Кавказ-Центр". Боевики чувствуют себя "вправе использовать против россиян любые средства, кроме ядерного и бактериологического оружия", сообщил "российский террорист №1". Заявление - сделанное больше в порыве бессилия, нежели имеющее под собой реальную почву, - посчитал в ответ президент союза "За химическую безопасность" Лев Федоров. Ибо для того, чтобы применить химоружие, его надо иметь. А взять отравляющие вещества Басаеву и прочим террористам негде, утверждал российский ученый.

Впрочем, в отличие от масхадовцев, которые этой весной, не в силах не учитывать больше сложившихся реалий, предпочитали сдаваться, писали заявления о явке с повинной, - складывать оружие басаевцы не собирались. Они регулярно участвовали в локальных стычках с представителями федеральных сил, или же, если дело было уж совсем безнадежно, превращались в смертников, просто подрывая себя гранатой.

Так, в ночь с 10 на 11 апреля в селении Автуры произошло боестолкновение между сотрудниками СБ президента Чечни и боевиками. В результате один из сотрудников СБ погиб, трое получили ранение; о потерях среди бандитов ничего не сообщалось. А поздним вечером 12 апреля, в перестрелке с боевиками у границы с Дагестаном погибли и.о. начальника РОВД Ножай-Юртовского района Чечни Асланбек Ильясов и еще двое сотрудников патрульно-постовой службы. В тот же день в Грозном, на площади Дружбы народов бойцам республиканского ОМОНа и сотрудникам спецслужб удалось блокировать одного из командиров группы ваххабитов Ахмеда Малуева, но соратник Басаева подорвал себя гранатой.

В конце апреля информагентства сообщали о том, что в Чечне активизировались нападения боевиков на федеральные войска. 30 апреля у населенного пункта Чили-Юрт Шалинского района неизвестные из подствольного гранатомета обстреляли здание, где временно расположился отряд Кировского ОМОНа, а затем разведгруппа Минобороны попала в засаду в Веденском районе Чечни. Тем не менее подобный "негатив" в общественном сознании явно "перекрывался" сообщениями об очередной удачной спецоперации федеральных сил, в ходе которой боевики понесли значительные потери.

Одна из таких акций была проведена 21 апреля в Шаройском, Шатойском и Итум-Калинском районах Чечни. Главной целью спецоперации было пресечь преступную деятельность членов банды Доку Умарова, скрывавшихся в малонаселенных труднодоступных районах республики и терроризировавших местное население. На дорогах военные выставили засады, в результате чего в разных местах были убиты 12 бандитов, в том числе турецкий наемник. Кроме того, федеральные войска уничтожили 18 наблюдательных пунктов и 17 баз боевиков. Спецоперация заняла пять суток.

В двадцатых числах апреля российские СМИ также живо обсуждали ликвидацию амира Абу аль-Валида - факт, будучи еще полностью не доказанным, однако не мог не отразиться на морально-боевом состоянии некоторой части чеченских сепаратистов. В Штабе по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе тогда заявили, что все последние дни по ряду районов на юге и западе Чечни наносились ракетно-бомбовые удары, и не исключено, что аль-Валид мог попасть под один из этих обстрелов. Пришло известие и о другом успехе российских спецслужб - уничтожении Абу-Бакара Висимбаева, который считался личным охранником Шамиля Басаева и выполнял его самые ответственные задания.

А 5 мая появились сообщения о том, что на востоке Чечни проводится крупнейшая спецоперация по поиску боевиков, напавших 1 мая на пост службы безопасности президента Чечни. Тогда же - видимо, почуяв неладное - Шамиль Басаев отдал приказ не допустить добровольной явки Аслана Масхадова в правоохранительные органы, а фактически о его ликвидации.

Разлад в высшем руководстве чеченских бандгрупп, таким образом, достиг своего апогея, - что также не могло не радовать нас в преддверии Дня победы…

И вот сегодня, 9 мая, очередной громкий теракт потряс маленькую Чечню. Потряс всю Россию.

Взрыв в Грозном прогремел во время торжественного военного парада на Красной площади в Москве.

Комментарии еще последуют позже.

Ахмад Кадыров признался как-то, что трудно сосчитать, сколько раз на него покушались, и что за его голову главари боевиков обещают миллион долларов.

Главу Чечни похоронят завтра в родном селе.

Президент России сказал, что возмездие будет.

Сергей СТЕФАНОВ |
Выбор читателей