|
Выходец из бедной негритянской семьи из штата Массачусетс, в молодости Райли Б. Кинг был вынужден трудиться на хлопковых плантациях, а по воскресеньям самозабвенно пел в церковном хоре; однако, отправившись в 1946-м в Мемфис проведать двоюродного брата, блюзового гитариста Бакка Уайта, он остался в городе почти на год, в течение которого старался перенять у кузена все приемы и тонкости гитарной игры. На формирование Кинга как музыканта повлияли, с одной стороны, кантри и госпелз, слышанные им в юности; с другой – он многому научился, слушая пластинки известных блюзменов и джазистов Т-Боуна Уокера, Чарли Кристиана и Джанго Рейнхардта. Окончательно в Мемфис – блюзовую "столицу Дельты" - Кинг перебрался в конце 1948 года.
Довольно скоро ему посчастливилось записать композицию собственного сочинения Beale Street Blues Boy для местной радиостанции: песня вскоре стала популярной, а за Кингом с тех пор закрепилось прозвище Blues Boy, впоследствии сократившееся до инициалов. Еще одна запись Кинга, Three O'Clock Blues, в 1951 г. поднялась в национальном хит-параде до первого места.
Помимо его величества Случая успеху музыканта в немалой степени способствовали его трудолюбие и открытость – работе в студии он зачастую предпочитал живые выступления перед публикой, а после концертов, бывало, приглашал поклонников в гримерку и запросто болтал с ними.
Заметной вехой в карьере блюзмена стал 1965 год, в частности, альбом Live at the Regal, и поныне считающийся одним из эталонов блюза. Еще одна пластинка Кинга (также "живая"!) Live And Well также имела огромное значение для многих и многих артистов и простых поклонников стиля. Эрик Клэптон неоднократно заявлял, что Би Би Кинг, наряду с Бо Диддли и Мадди Уотерсом, входит в число его любимых музыкантов и является духовным вдохновителем (много позже, в 2000 г., Клэптон и Кинг выпустили замечательный совместный альбом блюзовых стандартов Riding With the King).
Более чем полувековая карьера выдающегося блюзмена отмечена приблизительно сотней(!) оригинальных альбомов и еще стольким же количеством различных компиляций. Около 80 раз имя Кинга попадало в Billboard's R&B-чарты, несколько его композиций становились популярны и среди широкой публики (The Thrill Is Gone в 1970-м прогремела в шоу Эда Салливана). На протяжении 70-х Кинг не снизил активности, некоторые его альбомы вроде Guess Who, King Size или Take It Home также входят в золотую коллекцию жанра. В 80-е, параллельно со студийно-гастрольной деятельностью, он записал музыку к нескольким кинофильмам. Из относительно недавних работ Короля наиболее значимыми принято считать Blues Summit (1993, дуэты с Джоном Ли Хукером, Эттой Джеймс и Коко Тэйлором), Let the Good Times Roll: The Music of Louis Jordan (1999) и уже упоминавшаяся Riding With the King.
Фирменный дельта-стиль игры на гитаре, который музыкант исповедует уже более полувека, в сочетании с особой манерой пения сделали Би Би Кинга одной из наиболее влиятельных и прогрессивных фигур блюз-роковой сцены всей второй половины ХХ столетия. Однако ему уже 78, поэтому прощальный характер этого тура, увы, объективен… Отдать дань уважения живой легенде блюза и насладиться его музыкой можно будет 18 мая в ГКД.
Организатор прощального концерта Би Би Кинга –