|
О феномене сноговорения (или сомнилоквии) медикам, занимающимся проблемами сна, известно давно. Это явление стоит в одном ряду со снохождением (лунатизмом), бруксизмом (скрежетанием зубами), синдромом беспокойных ног и некоторыми другими нарушениями сна. Теорий, пытающихся объяснить причины сомнилоквии, существует несколько. Все они верны в какой-то степени, но ни одна не является исчерпывающей.
Известно, что сноговорение, аналогично лунатизму, зачастую передается по наследству. Люди разговаривают либо в фазе сна с быстрыми движениями глазных яблок (во время сновидений), либо во время неполного пробуждения от дельта-сна. В первом случае речь разборчива и понятна, во втором – отмечается бессвязное бормотание. Также врачи говорят, что сей феномен встречается у большинства людей в течение жизни, однако в детском возрасте значительно чаще, чем во взрослом. Так, в категории "часто или каждую ночь" сноговорение имело место у 5-20% детей и у 1-5% взрослых. Одно из предположений, почему человек разговаривает во сне, звучит так: сомнилоквия – результат пережитого накануне стресса. Причем, не обязательно отрицательного. Например, у человека было слишком много ярких впечатлений, сильных эмоций. Эта теория объясняет, почему дети говорят во сне чаще, чем взрослые: ребенок реальные события дня воспринимают острее, и нервная система у него менее устойчивая, нежели у взрослого. В качестве профилактики, медики рекомендуют последить, чтобы вечером дома была спокойная обстановка, чтобы не работал допоздна телевизор, чтобы ночью в детской было прохладно, чтобы ребенок каждый день гулял. В прочем, этими советами могут воспользоваться и взрослые.
По другой версии, сноговорение – своеобразная компенсаторная реакция, которая помогает нам легче перейти от одной фазы сна к другой. Дело в том, что наш сон делится на четыре фазы: три из них медленноволновые, одна – быстроволновая. По наблюдениям ученых, говорим мы в основном во время первой фазы, когда наш сон еще неглубокий. Фазы быстрого и медленного сна чередуются все время, пока мы пребываем в объятиях Морфея, проходя положенный им цикл за 90-120 минут. На первую фазу в среднем приходится 2–5% этого времени. Примерно 3-4 минуты из двух часов. Произнося что-либо за это время мы успеваем погрузиться в более глубокий сон.
Третья версия касается лишь совсем маленьких детей, которые начинают говорить. По предположениям сомнологов, отдельные слова и фразы, произнесенные во сне, могут быть отражением нового опыта, новых знаний, накопленных наяву. Малыши новые слова могут сначала проговаривать во сне, а потом уже произносить их осознанно, в состоянии бодрствования. И, наконец, сноговорение может встречаться при различных расстройствах. Например, это может быть, так называемое пароксизмальное сноговорение, что является одной из форм эпилепсии. Пароксизмальное сноговорение отличается от невротического тем, что возникает в одно и то же время ночного сна, агрессией при попытке разбудить человека, отсутствием предметного контакта со спящим, то есть большей глубиной помрачения сознания. В этом случае необходимо обследоваться у психиатра или врача-психотерапевта, пройти необходимые лабораторные методов исследования.
Но вообще, если речь не идет о какой-либо патологии, то серьезных медицинских последствий у феномена сомнилоквии нет. Да и слова самому говорящему беспокойства не причиняют. Конечно, за исключением случаев, вроде описанного в начале статьи. То есть единственным важным обстоятельством для человека является то, что и в чьей постели было высказано во время сна. А вот соседям по кровати ночные разговоры зачастую мешают спать не меньше, чем храп или громкое скрежетание зубами. Чтобы попытаться свести на нет сноговорение, врачи советуют исключить вечерний прием чая или кофе, по возможности ограничить просмотр телепередач, чтение книг и вообще всего того, что вызывает сильные эмоции. Также можно принять на ночь успокаивающие средства. В общем, иногда лучше принять таблетку, чем говорить. Мало ли о чем можно проболтаться.