|
Напомним, в тот роковой день российский Ту-154, в котором летели на отдых уфимские школьники, столкнулся с грузовым Boeing'ом почтовой фирмы DHL. Оба самолета рухнули, и обломки разбросало по громадной территории, часть из них оказалась на дне озера. Выжить не удалось никому - погибли все 69 россиян и оба пилота Boeing'а.
В своем 120-страничном отчете комиссия ответила на главный вопрос: каким образом самолеты оказались на одной и той же высоте? В заключении говорится, что Ту-154 слишком поздно получил от диспетчера Петера Нильсена команду на снижение - за 43 секунды до катастрофы. Но виноват в случившемся не только диспетчер.
Второй по значимости причиной трагедии названа, как ни странно, ошибка российского пилота - он, как утверждается, должен был не снижаться, а, напротив, набирать высоту, так как этого требовала автоматика. Не будучи профессионалами в вопросах безопасности полетов, оставим этот спорный вывод без комментариев.
Далее в отчете говорится, что случившееся стало результатом совокупности более мелких ошибок, которые сами по себе не могли бы вызвать катастрофу. Однако почти все они - на совести диспетчерской службы. Это, в частности, присутствие за двумя пультами только одного диспетчера, нечеткость инструкций и сбои в системе связи между Skyguide и их немецкими коллегами из Карлсруэ.
Отметим, что в самом отчете Skyguide не упомянута. Один из его авторов сделал весьма загадочное заявление о том, что под "наземной службой" подразумевается другая организация - Центр обеспечения безопасности и контроля за полетами в Цюрихе. Возможно, журналист и чиновник неправильно поняли друг друга, иначе объяснить подобную бессмыслицу не получается.
Видимо, так сочли и в Skyguide. Прочитав заключение комиссии, руководство выступило с покаянным заявлением: гендиректор Ален Россье сказал, что компания признает свою часть ответственности и просит прощения у родственников всех погибших. Он, разумеется, пообещал, что обнаруженные недочеты будут устранены. Однако не слишком ли поздно гендиректор начал извиняться? Ведь все эти факты были известны общественности и раньше.
Теперь мы вместе с родственниками жертв будем ждать суда, который поставит последнюю точку в трагической истории. Процесс может начаться только после опубликования выводов комиссии, и вскоре должна быть назначена дата первого заседания.
А непосредственный виновник случившегося - диспетчер Петер Нильсен - уже несколько месяцев покоится на кладбище в окрестностях Цюриха. В его убийстве подозревают россиянина Виталия Калоева, который потерял в авиакатастрофе всю семью. Пока швейцарская полиция продолжает расследование этого дела, он содержится в местной тюрьме.