В гибели Ту-154 найден американский след

Читать в полной версии →
Система предупреждения столкновений фирмы Honeywell, согласно отчету комиссии, была неисправна. Теперь адвокаты россиян могут подать на компанию в суд и потребовать выплаты солидных компенсаций




В отчете, опубликованном вчера комиссией по расследованию авиакатастрофы над Боденским озером, в качестве одной из причин названа неисправность прибора предупреждения столкновений, изготовленного американской фирмой Honeywell. Адвокаты родственников жертв имеют полное право подать на компанию в суд.

Напомним, 2 июля 2002 г. в небе над Швейцарией Ту-154, в котором летели на каникулы школьники из Уфы, столкнулся с грузовым Boeing'ом. Погибли все, кто находился на борту обоих самолетов, - 71 человек.

Почти два года мир ждал результатов расследования, и все существенные факты были давно известны. Поэтому когда немцы заявили, что большая часть вины лежит на наземных службах, никто не удивился. Скорее наоборот: эксперты и родственники остались недовольны тем, что отчет сформулирован весьма расплывчато и название диспетчерской службы Skyguide, сотрудник которой вел разбившиеся самолеты, не упоминается ни разу. Впрочем, увидев, что 10 из 12 причин трагедии так или иначе касаются Skyguide, руководство компании само выступило с запоздалым покаянием.

Вина самого диспетчера и начальства, которое позволило ему дежурить в одиночку, сомнений не вызывает. Однако есть и еще один виновник катастрофы - фирма Honeywell, производитель системы предупреждения столкновений (TCAS - Traffic Conflict Alerting System). Такими приборами оборудованы все самолеты, летающие над Европой.

За 35 секунд до столкновения диспетчер приказывал Ту-154 снижаться, а TCAS "видела" приближающийся Boeing и советовала пилотам, наоборот, набирать высоту. Аналогичное устройство на борту Boeing'а предлагало ему снизиться. Наши летчики послушались диспетчера, а американцы - прибора, и в итоге самолеты оказались на одной высоте.

"Никто из экипажа Ту-154 не принял во внимание, что команды системы TCAS имеют приоритет перед командами диспетчера", - говорится в отчете. Но одновременно в нем указано, что в некоторых странах, в том числе и в России, дело обстоит как раз наоборот, и имеется некоторая неразбериха. Honeywell тоже причастна к ней, поскольку уже не в первый раз отказывается дать четкие инструкции, как должны действовать пилоты в подобной ситуации.

В чем, собственно говоря, заключалась неисправность TCAS, пока не ясно - ведь ее команды вполне логичны, и если бы оба экипажа руководствовались только ими, все обошлось бы благополучно. Однако адвокаты родителей погибших школьников убеждены, что имеют право подать иск против Honeywell. Геррит Уилмэнс, защищающий интересы родственников 40 жертв, заявил, что его клиенты предпочли бы получить компенсации, не доводя дело до суда. Однако если договориться с американцами не удастся, уже в июне их ждет судебный процесс, и речь в нем пойдет об астрономических суммах.

Ирина ЗАУГОЛЬНЫХ |
Выбор читателей