|
На повестке дня теперь стоит вопрос о так называемых "новых соседях" – республиках СНГ, Турции и странах, "граничащих" с Европой посредством Средиземного моря. Это уже не совсем (или совсем не) европейские регионы. Однако они тоже хотят быть частью единой Европы. Например, Саакашвили заявил, что Грузия подаст заявку на вступление в Евросоюз уже в ближайшие три года. Так как же будут строиться отношения Евросоюза с этими соседями? Станут ли они частью "евроимперии"?
Пока не совсем понятно. У ЕС есть стратегия "Расширенная Европа – новые соседи", но она настолько расплывчата и неконкретна, что и переговоры с "соседями" по ней вести бесполезно. У Брюсселя и стран-членов ЕС нет однозначного ответа даже на простой вопрос: брать или не брать еще кого-нибудь в состав Евросоюза? И где, собственно, пролегают границы Европы? Может, по Берингову проливу и предгорьям Тибета? А ведь такие идеи тоже посещают европейских чиновников, путающих политику с географией...
Нас, конечно, интересует, прежде всего "европейская судьба" России и наших соседей по СНГ. Возьмут или нет? До недавнего времени казалось, что одних возьмут точно, других – попозже, а третьих – если очень захотят. Так вот, облом – и тем, и другим, и третьим. Председатель Европейской комиссии Романо Проди определился с границами ЕС. Выступая недавно в Европарламенте, он откровенно заявил, что у стран СНГ нет шансов вступить в Евросоюз. Он и до этого не раз использовал формулу "все общее, кроме институтов" (имея в виду, конечно, не вузы, а органы власти Евросоюза). Говорил и про "кольцо друзей" вокруг ЕС, подразумевая, что друзья эти останутся друзьями, но внешними. И вот, наконец, выразился еще более конкретно.
Можно себе представить, какая реакция на слова председателя ЕК последовала в странах СНГ. Однозначная: у всех, кто стремился в ЕС, возникло ощущение, что их "поматросили и бросили". Даже Белоруссия, никогда прямо не заявлявшая о своих европейских устремлениях, и та высказала в адрес Брюсселя свое "фи". Самые сдержанные постарались пропустить слова Проди мимо ушей. Кстати, и в ЕС ему слегка попеняли: и так понятно, что Украину с Молдавией (а уж тем более Грузию с Арменией) в ЕС брать никто не собирается (в обозримом и не очень обозримом будущем), но зачем же вслух об этом говорить, да еще и с такой высокой трибуны? Эксперты постарались списать заявление Проди на его нынешний статус "хромой утки": очень скоро он должен будет оставить пост председателя ЕК, и потому, дескать, не стесняется в выражениях.
Однако Проди не одинок в своем мнении. Например, комиссар по вопросам развития и гуманитарной помощи Пол Нильсон, выступая в Европарламенте, подчеркнул, что политика "соседства" вовсе не означает, что та или иная страна вступит в Евросоюз. "Хотя мы не закрываем дверь, европейская политика соседства не предусматривает дальнейшего расширения, поэтому она предназначена для соседей, которые в настоящее время не имеют перспектив вступления", – полагает он.
Итак, наднациональная власть ЕС расширять союз больше не желает. Сейчас Европейская комиссия занимается доработкой своей стратегии "соседства", но ясно, что она хочет сделать из соседей своего рода "ближнее зарубежье" ЕС. Уже известно, что Евросоюз будет продолжать работать с соседними странами на основе существующих соглашений (например, с Россией – на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 года). Согласно этим документам, все соседи будут – когда-нибудь – пользоваться свободами Общего рынка... не принимая никакого участия в выработке его правил. Причем даже такое неполноценное членство в Большой Европе Брюссель постарается обставить различными условиями экономического и политического характера.
Возникает резонный вопрос: чем тогда ЕС собирается "приманить" к себе соседей на подобных условиях? Предварительные переговоры на эту тему с Украиной и Молдавией зашли в тупик: Брюссель не смог предложить им ничего действительно заманчивого. Режим доступа на рынки уже урегулирован двусторонними документами, которые – в перспективе, естественно – обещают всем свободную торговлю. Денег с Евросоюза им получить не удастся. В Брюсселе полагают, что соседи соблазнятся возможностью получить безвизовый режим въезда в ЕС. Однако это слабое утешение: даже те восточноевропейские страны, которые сейчас вступили в Евросоюз на полных (казалось бы) правах, получили довольно длительные ограничения на трудовую миграцию в рамках ЕС.
Вот и получается, что ЕС-сосед далеко не так интересен, как ЕС – общий дом. Евросоюзу просто нечего предложить своим новым соседям, как только взять их под свою крышу. Но этого делать Брюссель не хочет.
Впрочем, последнее слово в таких судьбоносных вопросах принадлежит не еврочиновникам из Брюсселя, а национальным правительствам стран-членов ЕС. А здесь существуют различные интересы: кто-то хочет осваивать новые рынки, коими представляются страны Восточной Европы, кто-то стремится протащить в ЕС своих восточных протеже. Так что ситуация для наших соседей по СНГ все же не безнадежная.
В целом, перспективы стать европейцами у "новых соседей" такие. Полноправное членство в ЕС (о сроках говорить не будем) могут получить Украина, Белоруссия (без Лукашенко) и Молдавия (возможно, путем объединения с Румынией, но тогда без Приднестровья). Грузия, Армения и Азербайджан со временем получат какую-то форму ассоциированного членства. По поводу Турции требуется принципиальное политическое решение, ибо эта страна теоретически не имеет шансов на вступление (она неевропейская), но практически все идет к тому. Если такое решение состоится, то это откроет путь в ЕС для стран Магриба: Марокко, Алжира, Туниса и, возможно, других. Правда, скорее всего, это тоже будет неполноправное членство. Даже Израиль с Палестиной могли бы претендовать на такую связь с Европой. Не зря же Шимон Перес заявил, что "Европейский Союз уже наступил на Ближний Восток, допуская в свои ряды Кипр и Мальту".
Хуже всего обстоят "европейские" дела у России. Взять в ЕС ее категорически нельзя – она там всех "перевесит", и Евросоюз превратится в "Росевросоюз". На роль одного из "соседей" она не соглашается – гордая. А оставить ее за бортом интеграции тоже нельзя: во-первых, невыгодно (потому что с ней очень многое связано, как в плане политики, так и экономики), во-вторых, рискованно.
Так что интегрироваться с Россией как-то надо – чтобы взять медведя на короткий поводок. Правда, кто кого будет вести на этом поводке – тоже вопрос. Директор Института Европы РАН Николай Шмелев убежден, что "единственный способ сохранить международные позиции ЕС состоит в том, чтобы создать единый блок с Россией и странами Средиземноморья в рамках интегрированного развития". Конечно, многое зависит от того, как будет развиваться сама Россия. "Обязательным условием эффективного экономического сближения с ЕС является успешное завершение экономических реформ и структурная перестройка экономики". В противном случае, по мнению академика Шмелева, "вариант экономического сближения с ЕС, по определению, обесценится".
В конечном итоге не так уж важна форма интеграции – важна ее суть: чтобы все страны "околоевропейского" региона, включая Россию с ее энергоносителями и военным потенциалом, занимались одним интеграционным проектом, в меру своих сил и готовности. Был бы стратегический партнер – а форму интеграции подберем! Кстати, строители Евросоюза на деле давно исходят из этой логики. То здание, которое они строят, уже сейчас имеет несколько интеграционных уровней ("скоростей", "концентрических кругов", или как там еще их именовали...). Там есть ассоциированное членство, есть страны-члены ЕС, есть Шенгенское соглашение, зона евро, наконец, оборонный союз, "четверка" европейских локомотивов и ось "Париж – Берлин". Очевидно, ЕС и дальше будет прирастать новыми "уровнями", и там найдется достойное место и для России с ее ближнем зарубежьем. Если разобраться, то "энергетический диалог" с РФ – тоже своего рода уровень интеграции ("Газпром" поставляет в ЕС более четверти всего импортируемого газа). Лишь бы только Россия не начала прирастать к Европе по частям: Калининградской областью, Карелией, северо-западными областями... А ведь такой вариант тоже не исключен, и для ЕС он более предпочтителен, поскольку каждая наша область – что их государство.