"Полусахалинский граф" и его реформы

Читать в полной версии →
Реформаторов в России не любили во все времена, пусть даже их реформы приносили стране значительные блага. Не был исключением и граф Сергей Юльевич Витте, у которого всегда хватало завистников и недоброжелателей




Реформаторов в России не любили во все времена, пусть даже их реформы приносили стране значительные блага. Не был исключением и граф Сергей Юльевич Витте, которого, за то что отдал японцам в обмен на мир половину острова Сахалин, называли "полусахалинским", напрочь позабыв, что совсем незадолго до этого он провел ряд блестящих реформ в стране, которую любил и которую единственную почитал своей Родиной.

Витте родился в 1849 году в Тифлисе в семье скромного чиновника. В пору "великих реформ" Александра Освободителя был еще очень молод и проявить себя сколько-нибудь заметно не мог. У него вообще почти не было шансов сделать приличную карьеру. Он окончил математический факультет Новороссийского университета в Одессе и начал службу начальником конторы движения Одесской железной дороги. В 1883 г. опубликовал книгу "Принципы железнодорожных тарифов при перевозке грузов", которая и сегодня не устарела. Жизнь шла спокойно и мирно, но как-то раз Витте совершил преступление.

В 1888 г. он запретил движение царского поезда со скоростью, на которой настаивали придворные чиновники. Об этом было доложено Александру III. Два месяца спустя у станции Борки под Харьковом императорский поезд попал в аварию. "Гнилая шпала" стоила весьма дорого – у императора резко усилилась болезнь почек, в итоге сведшая его в могилу. А безвестному Витте, у которого не было ни придворных, ни иных важных связей, по предложению самого императора было предложено занять пост директора департамента железнодорожных дел министерства финансов. При этом ему был назначен повышенный оклад-жалование, дабы взяток не брал.

В феврале 1892 г. Витте был назначен министром путей сообщения, а уже в августе занял один из ключевых постов высшей администрации – министра финансов. На нем оставался он 11 лет, за что его прозвали "непременный министр финансов" (в ту пору министры менялись довольно часто).

К моменту этого назначения сами финансы, как говорится, "пели романсы". За год до этого страну поразил страшный голод. Биржевые и иные спекулянты в России и за ее пределами активно наживались на курсе бумажного рубля. О конвертации валюты почти не говорили. Экономика страны скатывалась к пропасти. Витте принял единственно верное решение: ввести в оборот золотую монету. 8 мая 1895 г. был подписан закон, согласно которому в стране введено было золотое обращение. При этом были опасения – не уйдут ли деньги в кубышки или банки, как сегодня зеленый господин доллар, достанет ли резерва золота для свободного обмена, и не произойдет ли обесценивания золота? Всего этого не произошло; русскую золотую монету охотно меняли во всех банках мира.

Система Витте была настолько хороша и надежна, что выдержала и смуту первой русской революции, и русско-японскую войну. Свободное хождение золотой монеты было ограничено и потом вовсе отменено только во время Первой мировой. Кстати, большевики в период НЭПа попытались восстановить систему Витте, но потерпели крах, ведь они полагали нужным соединить несоединимое – тотальный контроль и рыночные отношения.

Витте взялся за экономику страны всерьез. Им была введена винная монополия (1894), проведена денежная реформа (1897), вводился протекционизм для отечественного производителя; при нем активизировалось строительство железных дорог и был создан знаменитый Транссиб, для чего был заключен договор между Россией и Китаем. Витте ввел т.н. промысловый налог (1898) щадящего характера; пытался (но неудачно) реформировать торгово-промышленное законодательство и систему местного самоуправления.

Именно Витте предпринял попытку провести реформы сельского хозяйства. Его идеи о свободном выходе крестьян из общины, ограничение в пользовании надельными землями позднее были использованы П.А. Столыпиным.

В августе 1903 г. Сергей Юльевич был от дел отстранен: его красиво назначили на пост председателя комитета министров, от которого мало что зависело. Завистников у него всегда было много, особенно в среде богатого русского дворянства, никак не поддерживавшего русской буржуазии.

Но Витте не был бы самим собой, если бы не остался и в этой ситуации влиятельным политиком. Именно ему удалось заключить мир с Японией. Только вот дипломатом он оказался плохим, а потому просчитался в раскладке внешнеполитических сил и отдал Японии половину Сахалина и Курилы. За этот мирный договор царь возвел его в графское достоинство, а народ прозвал "полусахалинским".

Именно под руководством Витте был составлен высочайший Манифест 17 октября 1905 года.

После 1906 г. Сергей Юльевич Витте перестал играть сколько-нибудь заметную политическую роль. Он занялся мемуарами, к чему его склоняли не только газетные сплетни, активно извращавшие его жизнь, но и голос крови. Ведь он приходился племянником сразу двум литераторам и двоюродным братом В.П. Желиховской и ее знаменитой сестре Е.П. Блаватской. Они составили 17 томов стенографических записей и 9 тетрадей рукописей. При жизни автора (Витте умер 13 марта 1915 г.) они не увидели света и вышли из печати только в Берлине в 1922-23 годах. Мемуары Витте, единственные в России воспоминания государственного деятеля такого уровня, исследователи единогласно ставят в один ряд с мемуарами графа Отто фон Бисмарка. Они переиздаются с известной периодичностью и с известными сокращениями, но на прилавках не задерживаются даже в таком виде.

Алексей БУТОРОВ |
Выбор читателей