|
Один Михаил Леонтьев, у которого на языке всегда чуть-чуть больше, чем у кремлевских стратегов на уме, немедленно высказался. "Я не понимаю, зачем показывать жену Яндарбиева. У нас много вдов, которые гораздо приличнее, чем жена такого подонка. Поэтому ничего трагичного в снятии с эфира этого сюжета я не вижу… Парфенов позволяет себе резкие вещи в политическом плане, поэтому, видимо, руководство и решило не размениваться на пустяки", - заявил он.
Хороши "пустяки", а вот намедни (вот же прилипчивое слово!), генеральный директор НТВ Николай Сенкевич заявил "Радио Свобода*": "Я отдаю себе отчет в том, что канал лишается одной из самых рейтинговых программ. Я понимаю, что увольняю трижды лауреата ТЭФИ, но талант - не повод вести себя так, как ведет себя Парфенов". На вопрос корреспондента "Радио Свобода", было ли решение уволить Парфенова принято самостоятельно или ему посоветовали это сделать, Н.Сенкевич ответил: "Пока на этом канале решения принимаю я, хотя оно далось нелегко. Оно вынужденное и вымученное. Если мое решение не устроит кого-то из акционеров и моя точка зрения не будет принята, я готов уйти, но пока на НТВ я отвечаю за все".
Одна программа, даже такая как "Намедни", наверно, не в состоянии долгое время держать на высших позициях рейтинг целого телеканала. На это, скорее всего, и рассчитывает нынешнее руководство НТВ. Тем более, в предусмотрительности им не откажешь, поскольку клон "Намедни" – "Личный вклад" Александра Герасимова - готов подхватить выпавшее знамя и все такое. Но вот нашли Татьяну Миткову в Махачкале, спросили, что она думает по поводу увольнения Парфенова. "Канал грохнулся", - ответила основная ведущая НТВ.
Руководитель передачи "Свобода слова" на НТВ Савик Шустер заявил, что относится к произошедшему плохо. "Других комментариев у меня нет", - ответил осторожный и дипломатичный человек, который тоже ограничивает свободу слова на канале, но в рамках своей программы.
"Изгнание Леонида Парфенова с НТВ - событие такое же революционное и знаковое, как убийства Дмитрия Холодова и Владислава Листьева, закрытие телеканала ТВС", - заявил генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. И добавил: "Если до этого мы все знали, что у нас есть цензура и контроль государства за федеральными каналами, но у нас хотя бы была дозированная гласность, когда телевизионным мэтрам кое-что позволялось, то сейчас, получается, ничего не позволяется даже им, и телеканал даже не заботится о своем рейтинге".
"Я в растерянности, — так обозначил свое отношение к увольнению Леонида Парфенова с НТВ руководитель тюменского регионального отделения Союза журналистов России Сергей Фатеев. - Руководители наших ведущих каналов все больше и больше сегодня оглядываются на власть. Я не исключаю, что в очередной раз в верхах посчитали, что такого строптивого журналиста, как Парфенов, опасно держать на одном из ведущих телеканалов". Не стоит забывать, что увольнение академика Российской академии телевидения – это сигнал особого рода для региональных властей. С.Фатеев в этой связи отметил: "Таких сигналов мы уже наполучали достаточно. Из эфиров практически полностью исчезла критика и реальная оценка деятельности власти. Самое худое, что сегодня в России происходит выхолащивание профессии журналиста. Журналистика превращается в обслугу". Он не исключил, что сегодня тюменское региональное отделение Союза журналистов сделает официальное заявление относительно увольнения Леонида Парфенова.
Газета "КоммерсантЪ" задается вопросом: "Чем опасна вдова Яндарбиева?"
Марат Гельман, политтехнолог, бывший заместитель гендиректора Первого канала: "Ничем. Военного положения в Чечне нет, выборы тоже уже прошли, поэтому сюжет можно было и пропустить. Но, на мой взгляд, он не очень своевременный, надо было дождаться окончания суда в Катаре. Но Лене виднее".
Владимир Рыжков, независимый депутат Госдумы: "Вдова Яндарбиева ровным счетом ничем не может быть опасна. Я вообще считаю, что любая информация, если только не о том, как изготовить атомную бомбу, не может быть опасной. Думаю, что это элемент цензурирования деятельности телеканалов. Не думаю, что сюжет запретил показывать Кремль".
Борис Макаренко, заместитель директора Центра политических технологий: "По восточным законам вдова убитого боевого командира может быть опасна тем, что наденет пояс шахида и будет мстить за мужа. Но я уверен, что вдова Яндарбиева не из тех восточных женщин. Поэтому опасность исходит не от вдовы Яндарбиева, а от тех, кто запретил руководству НТВ показывать этот сюжет".
И – опять Савик Шустер, ведущий программы НТВ "Свобода слова": "Ничем. У меня была последняя прижизненная программа с Ахмадом Кадыровым. Туда ее я бы с удовольствием поставил".
А вот что сказал сам "виновник торжества" в интервью "Известиям": "Мнения могут быть любые. Лишь бы они не превращались в указы. А то приходит начальник, говорит перед всей командой "Намедни", что по-журналистски мы полностью правы. Но так же нельзя. Понимаете, я по-журналистски прав, но есть еще какая-то другая правота, которую я должен соблюдать. А как я после этого могу потом посылать людей в командировку и говорить: "Знаешь, ты сделай эксклюзив, но не настолько, чтобы мы потом отказались. Старайся. Но старайся все-таки на "четыре", потому что если постараешься на "пять", придется выкинуть". Это абсолютная чушь. Давайте заниматься профессией. У нас опять огромное количество людей, которые гордятся общественным строем. Самая простая профессия - говорить, что ты за Россию в ответе. Любимое выражение старшины в армии: "Я тебя научу Родину любить".
НТВ прощается с Парфеновым и "Намедни". Фотоархив
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента