АКБ "Русский генеральный банк", Банк инвестиций и сбережений "Инвестсбербанк", ОАО "Омскпромстройбанк" и одна из ведущих в мире аудиторско-консалтинговых компаний Deloitte провели совместную пресс-конференцию, посвященную стратегии развития банков, которая была разработана при непосредственном участии Deloitte.
Стратегия развития "Русского генерального банка" на долгосрочную перспективу предусматривает создание крупного универсального банка с акцентом на розницу. С целью расширения и упрочения позиций на рынке "Русский генеральный банк" объединяется c "Инвестсбербанком". Принято решение о развитии единого бренда "Инвестсбербанк".
Объединенный "Инвестсбербанк" рассчитывает на попадание в число 50 крупнейших кредитных организаций страны по уровню капитала и в число 40 по объему активов. Процедура объединения совершается с целью обеспечения оптимальной структуры предоставляемых услуг, обеспечения нового качества и новых гарантий безопасности инвесторов. Объединенное кредитное учреждение станет полным правопреемником обеих организаций и безусловно отвечает по всем обязательствам, принятым до начала и в процессе процедуры объединения, согласованной и контролируемой Центральным банком РФ.
Газета "Yтро" в режиме онлайн транслировала пресс-конференцию, в которой принимали участие:
Каяшев В.А. - председатель правления "Русского генерального банка",
Бойко П.А. - председатель правления "Инвестсбербанка",
Степанов В.Н. - президент "Омскпромстройбанка",
Кравченко Г.В. - руководитель направления стратегического консультирования московского офиса Deloitte.
Аудиотрансляция пресс-конференции в формате mp3.
Добрый день. Мы рады вас всех приветствовать в стенах холдинга "РосБизнесКонсалтинг". Сегодня газета "Yтро" - это 150 тыс. читателей ежедневно, более 1,5 млн - ежемесячная аудитория, и наши читатели прислали очень много вопросов к этой пресс-конференции. Наша пресс-конференция в каком-то смысле уникальна.
Итак, газета "Yтро" будет в режиме онлайн транслировать пресс-конференцию, которая посвящена объединению "Русского генерального банка" и "Инвестсбербанка".
В пресс-конференции примут участие - АКБ "Русский генеральный банк", Банк инвестиций и сбережений "Инвестсбербанк", ОАО "Омскпромстройбанк" и одна из ведущих в мире аудиторско-консалтинговая компания Deloitte.
Мы рады приветствовать наших гостей: Каяшева Владимира Анатольевича - председателя правления "Русского генерального банка"; Бойко Павла Александровича - председателя правления "Инвестсбербанка"; Степанова Валерия Николаевича - президента "Омспромстройбанка"; Кравченко Георгия Владимировича - руководителя направления стратегического консультирования московского офиса Deloitte.
Слово председателю правления "Инвестсбербанка" ==Павлу Бойко Уважаемые дамы и господа, мы благодарим вас за то, что вы проявили внимание к нашему приглашению. Мы считаем, что тема, которой посвящена нынешняя конференция, - "Реорганизация банков" - актуальна и интересна не только для наших клиентов, но и для всех, кто наблюдает или участвует в жизни банковского сообщества и российской экономике.
Я смею утверждать, что она интересна, потому что в разных аудиториях и разных составах, начиная от Центрального банка, Ассоциации российских банков, банкиров, предпринимателей и частных лиц – все дискутируют на тему, какой должна стать российская банковская система в будущем, сколько нужно банков, сколько достаточно, нужны мелкие, не нужны, нужно в связи с этим объединяться, сливаться или не нужно. Центральный банк считает, что нужно. Мы в этом смысле с ним согласны и считаем, что для пользы наших клиентов, наших партнеров мы должны существенно усилить свое присутствие на рынке, укрупниться, занять более значительную позицию.
Поэтому в начале 2005 г. "Инвестсбербанк" и "Русский генеральный банк" образуют единое юридическое лицо которое будет называться ООО "Инвестсбербанк". Сегодня мы хотели бы осветить цели, которые мы преследуем в своем движении. Я расскажу, что такое "Инвестсбербанк".
Наш банк работает на рынке с 1994 г., работает в рознице. Инициаторы создания данного банка могли увидеть такую картину – банки росли как грибы, все участвовали в возможности обслуживать бюджетные деньги разных уровней, деньги крупных корпораций. Я думаю, что в 1994 г. появилась треть всех банков, которая была в какое-либо время в России. В то же время была некая дискриминация по отношению к мелким предпринимателям, частным лицам, и тогда "Инвестсбербанк" постарался занять место в этой нише. С учетом тех ресурсов, которые были доступны банку, он сумел достичь хороших результатов. Если говорить о показателях, то это активы свыше 5,5 млрд руб., капитал 610 млн, обслуживается порядка 30 тыс. граждан, у которых 2,3 млрд руб. во вкладах, есть сеть в Москве, есть десять представительств в регионах, которые реализуют программу потребительского кредитования.
Существенную долю в портфеле занимают кредиты именно физлицам. Банк входит в число лидеров по динамике наращивания объемов операций с физлицами. Все эти годы банк развивался успешно, показывал хороший прогресс, благополучно пережил кризисы 95 г. и 98 г., показывал хорошую динамику после кризиса 1998 г., и я уверен, что длительное время он мог развиваться на рынке. Но менеджеры и акционеры, чувствуя, как говорится, на своем затылке дыхание вкладчиков, вынуждены думать о перспективе, взвешивая конкурентную среду сегодня, то, что мы ожидаем впоследствии в связи со вступлением в ВТО России, и не только.
Однозначно с ростом конкурентной борьбы в начале 2001 г. была выбрана стратегия на укрупнение и поиск партнера для образования межбанковского альянса. В конце 2002 г. мы вступили в переговоры с банком, который оказался близок нам по духу корпоративному, видение перспективы совпадало с нашим,– это был "Русский генеральный банк". В 2004 г. мы начали работу по осуществлению совместного плана объединения банков и, как я говорил, в начале 2005 г. эти два банка станут одним, и в юридическом смысле в том числе.
"Инвестсбербанк"-2005 будет существенно отличаться от того банка, который есть сегодня, прежде всего по количественным числовым показателям – активы должны вырасти до 23 млрд руб., вклады – до 4,5 млрд, сеть совместная будет значительно плотнее покрывать те регионы, которые нас интересуют. Таким образом, банк станет гораздо заметнее и существеннее присутствовать на рынке.
Это естественным образом должно положительно сказаться на его устойчивости, добавить ему стабильности, сделать привлекательнее и интереснее для клиентов, акционеров, партнеров и команд, которые трудятся в обоих банках. Цель понятна, она требует усилий и надеемся, что мы ее достигнем в назначенные сроки и в соответствии с нашими планами. Все, что я хотел рассказать в вступительном слове.
==В.Каяшев "Русский генеральный банк" по стечению обстоятельств образован в том же самом 1994 году. Большое количество банков тогда было образовано в нашей стране, но не очень многие из них до сегодняшнего дня вели активную деятельность на этом рынке и достигли каких-то значительных результатов. Перефразируя классика, можно сказать, что все хорошие банки похожи друг на друга, а все неудачные - несчастны по-своему...
Что же объединяет "Русский генеральный банк" и "Инвестсбербанк", так это консервативный взвешенный подход к реализации своей стратегии на рынке за последние десять лет. Что является взаимодополняющим в наших банках - это различные секторы, на которых мы сосредоточились в течение десяти лет своей работы. "Русский генеральный банк" изначально был создан как клиентоориентированный банк для корпоративной клиентуры, которых в 1994 г. насчитывалось несколько сотен, на сегодняшний день - это порядка 15 тыс. клиентов, которые обслуживаются в нашем банке. Основа наших пассивов - это деньги наших корпоративных клиентов. Наличие порядка 15 тыс. клиентов физических лиц в нашем банке - это тоже факт, но те ресурсы, которые привлечены от этой клиентуры, составляют менее 10% баланса нашего банка, и, соответственно, их обслуживание является важной для нас работой, но приоритет за десять лет был отдан именно развитию корпоративного бизнеса. Таким образом, взаимное дополнение тех структур, о которых мы сегодня говорим, представляется наиболее рациональным, целесообразным с точки зрения дальнейшей политики развития банка.
Немного истории, как происходила разработка тех решений, о которых мы имеем возможность сегодня доложить вам. Как уже говорилось, все банки на рубеже 2000 г., благополучно пережившие два кризиса, столкнулись с необходимостью переосмыслить свое место на этом рынке, посмотреть на перспективы развития. Соответственно, "Русский генеральный банк" также проводил эту работу самостоятельно, разрабатывал стратегические планы, делал планы пятилетнего развития, пытался согласовать свою тактику со стратегическими задачами.
Несомненно, мы преуспели в этом: в период с 1998 г. до 2000 г. в банке был реализован целый ряд методических программ. Одна из них была связана с разработкой формализованной инвестиционной политики банка, которая была бы ориентирована на преодоление любых кризисных явлений на рынке. Все более и более открывающаяся российская экономика для мирового рынка, она все более открывается и для негативных последствий, которые рынок может превносить, поэтому наша задача на этом этапе была сделать максимально устойчивый банк, который будет адаптирован к любым ситуациям на рынке.
То, что было до разработки инвестполитики, - это был некий сплав практики менеджеров и акционеров банка, после ее разработки - это уже стал некий свод законов, нормативов и инструкций внутрибанковских, которые определяют, как должны действовать в условиях нормального развития, в кризисных условиях, что и почему мы должны делать, и эта политика позволяет нам в любой ситуации чувствовать себя устойчиво, а это значит, что наши клиенты максимально защищены от негативных влияний рынка.
Однако нам представлялась недостаточной работа, связанная с реализацией и разработкой своей концепции только своими силами. В прошлом году мы сочли необходимым привлечь ведущих консультантов, чтобы наши представления об этом рынке, наши теоретически и практические знания были обогащены знаниями наших консалтов, и чтобы необходимые исследования были проведены и либо подтверждены, либо опровергнуты те выводы, которые к тому моменту у нас существовали.
В качестве стратегического партнера мы выбрали компанию Deloitte, которая предложила нам план разработки стратегии банка на пять лет. Мы удачно сформировали и отработали в тех рабочих группах, которые были для этого созданы. Соответственно, совсем недавно документ, называющийся "Стратегический план развития Русского генерального банка до 2007 г.", был предоставлен, обсужден и утвержден в нашем банке.
Именно реализация этого плана, вернее, его первый шаг - это и есть объединение с "Инвестсбербанком". Более подробно о концепции, которая заложена в план, скажет представитель компании Deloitte, но в общем для банка в практическом смысле эта стратегия выливается в то, что мы строим универсальный коммерческий банк, ориентированный на работу с клиентурой, наиболее широко представленной на российском рынке.
По анализу состояния рынка стало очевидно, что рост розничного сегмента значительно опережает рост корпоративного, и те структуры, которые будут участвовать на этом рынке, сумеют достичь большего, обыграть рынок и потеснить своих конкурентов. С этим и связано то, что сегодня мы можем констатировать тот факт, что мы по этой стратегии начали реальное практическое движение и надеемся реализовать тот план, который разработан. К 2007 г. основные его параметры выглядят примерно так: 80 млрд руб. - валюта баланса Объединенного банка, который будет построен; порядка 6 млрд руб. - капитал этого банка, и присутствие в регионах - в Центральном, естественно - Москва, Урал, Сибирь, Юг, Волга. Это те регионы, которые мы выбрали для себя, чтобы банк был достаточно диверсифицирован, разветвлен по степени присутствия.
==В.Степанов Банк "Омскпромстройбанка" существует в Омске с 1932 г., ему исполнилось 72 года. Он ранее назывался "Отделение "Промбанка", затем "Промбанк", "Промстройбанк", и все понятно. Стали мы коммерческим банком в декабре 1991 г., и я это подчеркиваю специально, потому что, в основном, система банков развалилась, стала коммерческой в 90-е г. - в начале 1991 г., а мы - несколько позже. Здесь есть своя специфика. Я работаю в этом банке руководителем с 1998 года.
Что представляет собой банк? Капитал - почти 700 млн рублей. Активы - около 6 млрд рублей. Филиальная сеть - 13 отделений. Партнеров, которые имеют расчетные счета в банке - 6 тысяч. Обслуживается промышленность омская, строительство, транспорт омский - основная клиентура в нашем банке.
С августа 1990 г. мы активно начали развивать розничные операции, работу с населением. Я убежден, что эти вещи в то время никто не делал, кроме Сбербанка. Сейчас работой с населением занимается 50 точек в Омске. Сумма привлеченных средств для объема вкладов - более 3,3 млрд рублей. Это довольно крупный объем, даже по российским масштабам.
Кроме этого, мы активно развиваем платежную систему "Золотая корона". У нас на сегодня в Омске эмитировано только нашим банком 230 тыс. платежных карт. Мы открыто ориентируем владельцев этих карт не на простые операции обналичивания и так далее, а на безналичные расчеты в магазинах в розничной торговой сети, считая, что это важно. Удельный вес вот таких операций - около 5%. По моим данным, это примерно в два раза выше, чем в России. У нас в Омске примерно 2 тыс. торговых точек, в 700 из них стоят наши терминалы, где можно пользоваться карточкой. Если взять платежную систему в Омске, то примерно 65% - это наша доля. Если говорить об операциях с населением, а здесь очень активно работал Сбербанк, кроме этого другие банки, то наша доля во вкладах населения в Омской области - 22%. И я знаю, что нет ни одного региона, которые бы имели такой удельный вес у какого-либо коммерческого банка.
В целом, доля банка на омском рынке интегрирована - примерно 25%. Можно добавить, что у Сбербанка - примерно 60%, наши 25%, на всех остальных приходится 15. А все остальные - это 44 самые разные организации: это филиалы московских и других банков. Работает в банке 1000 человек.
Нашей стратегической направленности мы особое предпочтение отдаем развитию розничных операций, именно операциям с населением. Именно в этом мы нашли схождение с вновь организуемой банковской группой "Инвестсбербанк". Мы считаем, что за операциями с населением - огромное перспективное будущее. Так работают все крупные банки в мире и в пассивной, и в активной части. Если в пассивной части мы смогли чего-то достичь, то в активной надо еще развиваться.
Нам нужны хорошие технологии, хорошие продукты, и я признаюсь, что на уровне регионального банка это сделать довольно сложно. По той информации, которую я имею, эти два банка имеют хорошие технологии, которые можно применять, с тем чтобы достичь высокого уровня развития именно розничных операций, активных операций в регионе. Что здесь удобно? "Омскпромстройбанк" имеет высокий авторитет в Омске. Люди знают дорогу туда, несут вклады, доверяют, и потому можно развивать активно розничные операции. Если это делать технологично, раскрывая широкий ряд продуктов, то можно серьезнейшим образом продвинуться. Именно вот эти точки сходимости и подвинули нас к тому, чтобы сотрудничать и партнерствовать.
==Г.Кравченко Сразу скажу, что не хотелось бы брать целиком на себя почет разработки стратегии для объединившейся структуры. Дело в том, что разработка консультантами стратегии для клиентов вообще не существует в природе, если это не является плодом совместного творчества. Работали мы вместе, это была долгая совместная работа.
Начали мы рассуждать, что могли помочь банку давно, это было год назад. Речь шла о долгой дискуссии с РГБ. Подкупало, что как акционеры, так и менеджмент достаточно хорошо ориентировались, куда они хотели бы банк вести, были определенные идеи. С нашей стороны были предложены контраргументы. В результате осенью прошлого года было принято совместное решение, что такой проект должен состояться. Собственно, речь шла о том, что надо определиться с основными характеристиками – каким бы мы хотели видеть этот банк. Надо было придумать нечто, что сделало бы этот банк хорошим, но непохожим на все. Таким, чтобы он был наиболее успешным и обогнал своих конкурентов.
Существуют два предела, в которых мы можем изменяться: либо банк такой, каким был РГБ – банк преимущественно корпоративного толка, либо банк полностью сфокусированный на розницу, как был в тот момент "Инвестсбербанк", либо универсальный банк, тип который встречается наиболее часто в мире, и что все-таки является наиболее перспективным в наших условиях.
Второй вопрос при условии географического развития – куда. В первую очередь, какие приоритеты, в чем состоит смысл развития географический, на что ориентироваться. Дополнительная вещь - какие продукты надо предлагать банку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. И ключевой вопрос – каким образом выиграть конкуренцию при этом ускоренном развитии с игроками, которые занимаются ровно тем же самым, то есть пытаются сделаться действительно национальными банками, которых не было в России.
Это были основные вопросы, по которым мы начали работать. Были проведены многие исследования. Мы плотно посмотрели на другие развивающиеся банковские системы, чтобы не выдумывать целиком будущую логику развития событий, но учесть опыт других стран. И это был полезный опыт, который в сумме с другими соображениями позволил сделать вывод, что это будет универсальный банк. Что касается технических вопросов, каким образом именно формулировались регионы, это достаточно простой, но и сложный вопрос, я не хотел бы пускаться в детали. Этот вопрос сводился к главному – как обеспечить успех в каждом из этих регионов и, соответственно, отбить какие-то позиции от тех банков, которые являются лидерами на этом рынке.
Я думаю, что понятно, в чем состоит эта стратегия. Одна из идей состояла в рассмотрении быстрого интенсивного развития путем, в частности, не развития новых операций, а приобретения банков в регионах. И эта стратегия на ряде положительных примеров в других странах должна себя оправдать. Она позволит банку действительно развиваться ускоренными темпами и войти в число лидеров в каждом регионе присутствия в кратчайшие сроки. Работа проведена очень вовремя, своевременно, на заре движения объединения средних региональных банков. Это позволит нам быть теми самыми удивительными и непохожими на других, которые успеют раньше всех распознать эту возможность и развиться в крупный финансовый институт.
==Вопрос / "Омскпромстройбанк" стал первой ласточкой в этом стратегическом направлении - присоединении банков. На сегодняшний момент ведутся ли переговоры с другими банками, и если да, то в каких регионах?
==В.Каяшев Если справедливо - то второй ласточкой. Мы уже два банка, а "Омскпромстройбанк" - третий в нашем альянсе. Несомненно, та стратегия, которую мы начали реализовывать данными шагами, она предполагает дальнейшее развитие этих процессов. По тем параметрам, которые я озвучил в своем коротком вступительном слове, 80 млрд руб. к 2007 г. невозможно достичь, если развиваться экстенсивно, наращивая в каждом регионе, стараться каким-то образом оттянуть на себя часть клиентской базы. Поэтому, это путь приобретения устойчивых финансовых институтов, объединение с ними, которые имеют уже поставленный бизнес, клиентуру и органическую необходимость стратегического объединения с холдингом нашего типа.
Регионы я назвал. Это Сибирь, Урал, Юг, Волга. Количество банков, с которыми мы имеем контакты ежедневно, - несколько сотен, те, кто может потенциально стать нашими партнерами - это несколько десятков, те, с кем мы общаемся, - это 10-15 банков на сегодня. Сказать, какие реально из контактов дойдут до реального стратегического партнерства, - это преждевременно. Но мы уверены, что ту цель, которую мы себе поставили, вовлечь в наш альянс ведущие региональные структуры - мы решим.
==Вопрос / Можно ли рассматривать сделку объединения РГБ и "Инвестсбербанка" как поглощение?
==В.Каяшев На сегодняшнем рынке существует несколько стратегий, которые позволяют финансовым институтам объединяться. Достаточно редко финансовые институты выбирают полностью отнормированный, достаточно тяжелый и трудоемкий процесс объединения банков. Тот, который выбрали мы, на рынке буквально единицы примеров такого тактического решения.
Сказать, что это поглощение - это не совсем правильно. Это объединение, реальное объединение двух бизнесов, двух коллективов, двух комплектов технологий, взаимодополняющих друг друга, персонала банков, клиентской базы и в конце концов банковские потенциалы. То есть мы реально объединяем то лучшее, что есть в наших банках. А конкретную методу решения своих тактических задач мы строго выверяем с нормативными актами. Центральный банк курирует эти работы. Как вы прекрасно знаете, банки являются наиболее контролируемыми структурами на нашем рынке, поэтому мы делаем все в соответствии с законом по процедуре, предусмотренной нормативными актами.
==Вопрос / У "Инвестсбербанка", так исторически уже сложилось, больше опыта работы на розничном рынке, поэтому вопросу к П.Бойко: что вы намерены положить в основу работы стратегии работы на розничном рынке будущего объединенного банка, чтобы обеспечить себе конкурентные преимущества?
==П.Бойко Как я уже говорил, это хорошо отлаженная технология и, во-вторых, доступность. Доступность в плане интерфейса с клиентов, в плане понимания услуги, стоимости и хороший набор услуг. Я думаю, что это основное. Основное - это технологичность, качество и доступность.
==Вопрос / "Комсомольская правда" Какие группы потребителей финансовых услуг составят основный целевой сегмент объединенного банка?
==П.Бойко В соответствии с нашей стратегией основным потребителем должен стать так называемый средний класс, который сегодня зародился. Известно, что порядка 6 млн человек трудятся сегодня в малом бизнесе, и в среднем, наверное, эти люди станут клиентами. У этого клиента есть определенные параметры, которые, мы думаем, что умеем измерить. По нашему мнению, это наиболее перспективная часть клиентуры, потому что известно, что доля в ВВП, которую производит малый бизнес, сегодня мала, она должна возрастать, возрастать быстро - от 10% сегодняшних до 50%, о которых говорят руководители государства. И, соответственно, число потенциальных клиентов будет расти, на этих людей мы ориентируемся.
==Вопрос / Не считаете ли вы, что события вокруг "Содбизнесбанка" могут как-то повлиять на ситуацию на рынке частных банковских вкладов и, в частности, на перспективы вашего проекта?
==В.Каяшев Нам в данном случае не хотелось бы комментировать бизнес той структуры, которая не является частью нашего стратегического альянса. Несомненно, любые события на рынке, тем более затрагивающие интересы частных вкладчиков, они отражаются на всем остальном банковском сообществе, и прежде всего на поведении наших клиентов. Мы надеемся, что ЦБ РФ максимально корректно и максимально оперативно сумеет провести ту работу, которую сегодня ведет. И надеюсь, что те тенденции, которые наметились сегодня и которые проявились за последние два года по росту доверия частных вкладчиков к отечественной банковской системе, они не изменятся. Ни для кого не секрет, что с 1998 г. банковская система находилась по отношению к частным вкладчикам в достаточно тяжелом состоянии, доверие было подорвано. Однако последние два года показывают очень хорошую тенденцию, и мы надеемся, что она будет продолжаться. В соответствии с этим, наша стратегия будет реализована на тех показателях, которые мы заложили, а мы заложили именно цивилизованный рост банковского рынка России в расчете на то, что это состоится.
==В.Степанов На мой взгляд, такое событие только укрепляет доверие к банкам. В связи с чем? Люди должны понимать, что Центральный банк и другие соответствующие контрольные органы отслеживают состояние банков и вовремя пресекают то, что делает кто-то не так и не то. Это очень важно. Если вспомнить 1998 г., хотя его нельзя считать банковским кризисом, это другое, но он все-таки коснулся банков, но до поры - до времени молчание было полное со стороны ЦБ РФ. А сейчас он вовремя останавливает, и это правильно, важно, и люди должны понимать, что за банковской системой следят, и значит ей можно доверять.
==Вопрос / До последнего времени РГБ не позиционировал себя как розничный банк. Чем обосновано желание выйти на такой сложный и высококонкурентный рынок?
==В.Каяшев Интерес объяснимый. У РГБ есть репутация на корпоративном рынке. Наши контрагенты достаточно хорошо знают репутацию РГБ. Но как мы сказали ранее, стратегия развития предполагает значительное увеличение масштабов банковского бизнеса нашего стратегического партнерства, а на сегодняшний день является доказанным фактом, что рост банковского бизнеса без розницы невозможен. Мы считаем, что в основном выбрали тот потенциал, который могли реализовать на рынке корпоративных клиентов, несомненно будем продолжать сохранять свои традиции, технологии, максимально заботиться о клиентуре, которая есть сегодня, привлекать новых корпоративных клиентов. Но серьезный рост, позволяющий банку войти в наиболее успешные национальные институты кредитные, – это только розница.
==Вопрос / Каковы планы по развитию филиалов банка и их техническому оснащению?
==В.Каяшев В составе "Русского генерального банка" существуют три филиала - это Новосибирск, Санкт-Петербург и Жуковский. Те системы, которые сегодня установлены в этих филиалах, они полностью соответствуют техническому комплексу, который эксплуатируется в Москве - это те же системы, те же технологии, те же самые продукты, которые мы предлагаем и в Москве, и в этих регионах.
Как мы уже отмечали выше, основа нашей конкурентоспособности - это в том числе технологичность. Технологичность предоставления услуг на сегодняшний день на банковском секторе может быть обеспечена только за счет грамотного построения системы автоматизации, грамотного компьютерного обслуживания тех процессов, которые мы производим ежедневно в огромном количестве. Поэтому в составе стратегического плана развития есть раздел, отдельно посвященный переоснащению и техническому, и технологическому, и программному. Развитие этих направлений будет идти и в объединенном головном офисе в Москве, и в тех точках присутствия в Москве, которые есть сегодня и будут открыты в ближайшее время. И, соответственно, эти же системы и технологии будут устанавливаться в филиалах и в тех структурах, которые будут входить в наш стратегический альянс.
==Вопрос / Единицы банков выбирают подобный путь. Почему именно этим путем надо идти при объединении?
==В.Каяшев Это не наше решение. Это решение было подготовлено банком независимо от нас и отражает позицию акционеров и менеджмента этих банков, которые, как я полагаю, нашли правильный путь к развитию бизнеса.
Хочу добавить, что мне не очень нравится слово "поглощение". В моем понимании есть группа банков, которая находит точки соприкосновения, работая на рынке. И здесь мы сходимся в партнерстве, в первую очередь. Поглощение – это слишком просто. Мы работаем на определенных договоренностях, которые слагаются исходя из действующей законодательной базы, а поглощение – это что-то другое. В нашем случае это исключительно стратегическое взаимовыгодное партнерство в рамках законодательства РФ.
==Вопрос / Не возникало желания, переходя к новому этапу своего развития, допустим, сменить бренд?
==П.Бойко Нет абсолютно, потому что этот бренд существует довольно давно, нас он никогда не подводил. Мы себя ничем не запятнали и даже в самые острые моменты нашей российской экономической жизни. И потому мы не видим необходимости менять этот бренд. Он воспринимается хорошо, и это подтвердили те исследования, которые проводил "Русский генеральный банк", когда принимал такое решение, и я думаю, что это верное решение.
==Вопрос / Каковы перспективы розницы и новые перспективы "Омскпромстройбанка" в Омске? Какая розница наиболее востребована в регионе?
==В.Степанов Перспективы самые и самые широкие. Я сегодня уже говорил о том, что наш новый альянс дает нам в первую очередь возможность применять хорошие, серьезные, глубокие технологии, и хороший набор продуктов для населения, которые на уровне регионального банка иметь и применять довольно сложно.
Что наиболее востребовано в регионах на сегодня все-таки? Это кредитование. Это действительно так, но оно уже набирает силу и населением востребовано. Потому что доходы населения в последние годы были незначительными, потребности оставались. Сейчас немного материально по-другому живут, и отсюда появились потребности: приобретение телевизоров, бытовой техники и так далее. Наиболее востребованный продукт такой, именно в Омске, - это кредитование.
==Вопрос / В связи с объединением, какое ожидается изменение организационной структуры банка?
==Ответ На сегодняшний день два банка – "Инвестсбербанк" и РГБ – каждый имеет ту структуру, которая исторически сложилась и ориентирована на тот вид бизнеса, на ту специализацию, которая была. Несомненно, по рекомендациям компании Deloitte мы рассмотрели возможность реформирования структуры, адаптации к нашим задачам. На основе опыта зарубежных коллег и наиболее прогрессивных отечественных компаний мы несколько видоизменили структуру будущего банка – выделили дополнительные направления работ, конкретизировали задачи между руководителями, сегодня существующими в банке, перераспределили зоны ответственности и конкретные цели стали более понятными тем подразделениям, которые должны их достигать.
В соответствии с этим к моменту объединения и будет проведена реорганизация персонала, но уже сегодня люди понимают свое место в объединенной структуре, цели, которые будут перед ними поставлены, и что нужно сделать, чтобы быть к этому готовым.
==Вопрос / Как вы относитесь к идее гарантирования банковских вкладов?
==П.Бойко К самой идее мы относимся очень хорошо, потому что, по нашему мнению, это идея закладывает основы для равноправной конкуренции в будущем. Но нам кажется, что начальные условия этой системы могли быть более существенными, потому что, представляя статистику в общих чертах по среднему вкладу в коммерческих банках и зная сумму, которую гарантирует агентство на страхование, понимаем, что здесь есть некоторое несоответствие. Но списываем это на начальный этап. Тем не менее все это хорошо, и, естественно, мы станем участниками этой системы.
==Вопрос / Чем обусловлен выбор названия "Инвестсбербанк" для объединенного банка?
==Ответ РГБ имеет значительный статус, банк входит в 50 крупнейших банков, известных на финансовом рынке, известный корпоративным клиентам, известный нашим партнерам. Банк провел серьезные исследования и выявил, что в трех из четырех исследованных категорий потенциальной клиентуры есть значительные приоритеты, которые клиенты отдают бренду "Инвестсбербанка". Банк имеет замечательную репутацию, известен на рынке розничному клиенту, физлица имеют к нему особо теплые чувства, так как ассоциируют его с давно существующим и стабильно финансовым учреждением, поэтому позиционировать с этим брендом нам кажется перспективным. С другой стороны мы надеемся, что корпоративные клиенты, которые с нами десять лет, позитивно относятся к расширению банка, и на сегодня можем отменить, что расширение банка в розницу воспринимается как усиление банка, усиление его позиций. А для корпоративных клиентов важны именно надежность и стабильность того банка, в котором они обслуживаются. Поэтому надеемся, что смена бренда будет позитивной и приведет к решению задач, которые мы себе поставим.
==Вопрос / ЦБ в курсе вашей сделки? Какова его реакция?
==Ответ На сегодня банковское сообщество - наиболее контролируемый и находящийся под жестким контролем сегмент рынка. Несомненно, обсуждая и обосновывая решения, мы провели необходимые консультации. Так как процедура достаточно сложная, мы обратились в Центробанк с просьбой провести совместное совещание с руководителями "Инвестсбербанка", руководителями РГБ и Главного управления по Москве. Мы получили консультации, мы получили поддержку по тем вопросам, которые задавали. На сегодняшний день банки находятся в контакте с ЦБ, уведомляя Центробанк о тех этапах, которые мы проходим на этом сложном процессе, соответственно, получаем полное разъяснение по любому вопросу, с которым обращаемся в ЦБ. Поэтому наши акционеры, наши клиенты могут быть совершенно спокойны – все находится под контролем, все развивается согласно законодательству.