Фото: Юлии Григорьевой |
Говорят, музыканты несколько раз уже проделывали подобные трюки, когда организаторы устраивали подобные встречи, забыв спросить об этом самих артистов. Последняя реальная пресс-конференция Kraftwerk состоялась более 20 лет назад – не то в 1981-м, не то в 1982-м. Но для российских журналистов музыканты решили все же сделать исключение – не иначе, в знак уважения к нашей стране – космическому первопроходцу, а может, просто вдохновленные приемом питерской публики накануне. В свою очередь, журналисты не упустили представившуюся им редкую возможность пообщаться, и когда к манекенам на сцене наконец присоединились их живые прототипы, их буквально завалили вопросами. Отвечал преимущественно основатель Kraftwerk Ральф Хуттер; иногда к нему присоединялся другой бессменный участник группы, Флориан Шнайдер.
Свое несколько странное отношение к прессе Kraftwerk объяснили не какой-то скрытой неприязнью (боже упаси, ничего личного!), а творческой концепцией группы. В самом деле, если на протяжении уже нескольких десятилетий они привычно общаются со слушателями посредством электронной музыки с минимумом слов, то, наверное, и какие-то дискуссии вокруг нее по поводу и без становятся просто лишними. Первые три альбома, правда, несут на себе печать эклектики; группа тогда "искала лицо", причем (Ральф особенно подчеркнул это) никогда себя движению хиппи не противопоставляла. "Мы тоже носили длинные волосы, когда были помоложе, и хотя нас отчего-то считали группой, альтернативной "детям цветов", на самом деле мы всегда гораздо больше были озабочены тем, чтобы стать прогерманским коллективом. В то время Европа уже оправилась от послевоенного шока, и для нас очень важно было обрести культурную идентичность как немцам. Кстати, когда вышел наш альбом "Autobahn", это как раз и случилось, нас в первый раз пригласили в зарубежное турне".
Фото: Юлии Григорьевой |
Являясь пионерами электронной танцевальной музыки и создав свой собственный микрокосм, Kraftwerk, тем не менее, с интересом следят за новейшими тенденциями в данном направлении. Поскольку программа московского визита группы не ограничивается только концертом и музыканты намереваются "зависнуть" в городе еще на пару дней, они затребовали от организаторов адреса хотя бы самых известных клубов, специализирующихся на такого рода музыке.
После этого сообщения завязалась довольно интересная дискуссия. На вопрос, насколько участникам группы близка эстетика "клубной" электронной танцевальной музыки, те ответили, что в принципе, не видят никаких противоречий. Изначально вся электронная музыка была более универсальной, позднее началось разделение – кто-то стал делать музыку "для ума", кто-то занялся музыкой "для ног". Однако, не успокоился на этом вопрошающий, современная клубная культура зачастую (и это не секрет) напрямую связана с употреблением наркотиков, различных стимуляторов... Наверное, да, отвечали Kraftwerk, но надо знать меру и предел. Вот они, к примеру, знают свои возможности и потому превышать их не стремятся. Это может плохо закончиться. Кстати, на упомянутой велогонке практически каждый год случаются допинговые скандалы. Самый громкий был, когда прямо на трассе гонщик "склеил ласты" от овердоза... Точно так же, к розетке можно подключить синтезатор, а можно и электрический стул...
Фото: Юлии Григорьевой |
А вот компьютерных саундтреков к играм Kraftwerk не создавали никогда. "Мы не любим эту индустрию, потому что большинство компьютерных игр построены на агрессии. Нам не хочется в этом участвовать, да и, честно говоря, времени жалко. Наши компьютерные игры – это наша музыка, концерты. Мы очень любим выступать, особенно, открывая при этом для себя новые места. Да и роботы наши сейчас в прекрасной форме..."
На этой оптимистичной ноте пресс-конференция и завершилась: музыканты отправились знакомится со столичными достопримечательностями, оставив на сцене четырех своих пластмассовых двойников, продолжающих все так же бесстрастно взирать на постепенно расходящуюся толпу.