|
В принципе рецензия на этот фильм может быть краткой: гениальное кино. В силу "Криминального чтива". Поставить точку и успокоиться. Дать возможность зрителям самим в этом убедиться. С одним только пожеланием – ну не покупайте вы паленую тряпочную копию, пусть на DVD, и не говорите, что вы смотрели этот фильм. Такое кино нельзя первый раз смотреть на маленьком экране. Невозможно. Как и писать об этом для тех, кто еще не видел шедевра.
Но попробую рассказать о впечатлениях развернуто. После первой серии казалось, что тема исчерпана и Тарантино лишь дорасскажет нам историю своей любимой Умы, которая, естественно, дорежет всех врагов самурайским мечом и успокоится.
Но не тут-то было. Второй фильм раскрывает историю взаимоотношений в шайке наемных убийц. Сделано это с присущей Тарантино иронией и совершенно неожиданными поворотами сюжета.
Как мы помним, в первом фильме Дэвид Кэррадайн лишь ласкал слух своим знаменитым баритоном. Теперь он и Майкл Мэдсен, играющий брата злодея, подонка с еще более дурным характером, – главные соперники в гонке от разящего меча. В глазах героини воплощающие всю мерзость мужского мира, но по-разному. Билл-Кэррадайн изображает так называемого "предателя" в восточном кодексе боевых искусств, то есть ученика, владеющего всеми приемами, но изменившего идее борьбы со злом в пользу последнего. Когда-то он был прилежным учеником Пэй Мэя (Гордон Лю) - легендарного седовласого учителя, убивающего всех монахов Шаолиня за одну-единственную оскорбительную выходку послушника.
Билл-то однажды и привел шайку своих наложниц, проституток-убийц, к китайскому волшебнику рукопашного боя. Но одни шлюхи совсем скурвились, а у некоторых, как у нашей Умы, какая-то совесть осталась.
Брат Билла Бад, напротив – типичный ковбой-подонок в широкополой шляпе, хитрый, алчный и беспринципный, вынырнувший из спагетти-вестерна. И, как ни странно, ему единственному удается справиться с Умой, применив настолько тупой прием, что ни одна уважающая себя "мамба" не знает, как с такими сволочами бороться. Однако в ход дела вмешивается одноглазая гадюка-Ханна, и сюжет закручивается с новой силой.
Тарантино настолько сгустил постмодернистские приемы, что масса цитат и самоцитат достигла критического уровня и количество перешло в качество. Второй фильм о приключениях Черной Мамбы уже смело можно называть модерновым, то есть отсылающим не столько к авангардным образцам жанра с приставкой "пост", которые самим Тарантино и были взлелеяны на почве линчевско-джармушевской эстетики, а скорее к более ранним шедеврам Хичкока, Форда, Леоне и любимым квентиновским кунфуистским "бэшкам".
И вот этот неожиданный переход на доавангардную стадию вводит "Убить Билла-2" в иной культурный контекст, ставя его в один ряд с великими именами и эпохальными для всего мирового кинематографа названиями.
Тем, кто не знаком с историей голливудского кино, вряд ли станет очевидным, что весь видеоряд – одна огромная цитата, дань уважения предшественникам. Но это сделано с непосредственностью мастера, к своему зрелому периоду превратившемуся из сперва модного,а затем культового - в мифотоворца.
Обеспеченный супероператором Робертом Ричардсоном, снявшим для Стоуна "Прирожденных убийц" и многое другое, видеоряд сам по себе не исчерпывает достоинств этого фильма. Как и было обещано, Тарантино придумал для второй серии несколько своих фирменных диалогов, призванных войти в копилку наиболее цитируемых эпизодов в кино. Нет, до нарративной феерии "Криминального чтива" тут, конечно, дело не доходит- жанр несколько иной, это куда в меньшей степени комедия, чем боевик, но даже легкие каламбуры заставляют сценаристов вздыхать и завидовать. "Ты пчела-убийца", –говорит перед решающей схваткой Уме ее главный враг, что по-английски звучит как "кill-bee".
Отношения в группе наемных кровожадных и, главное, мифических Гадюк вовсе не просты. Там царит фрейдистская амбивалентность, до кровавого пота борются феминизм и мужской шовинизм, восточная почтительность к Учителю и чисто американская дерзость и наглость. Все это высмеивается автором на фоне устрашающих в своей натуралистичности смертельных схваток. И к тому, как это сделано, трудно подобрать иной эпитет, кроме использованного мной в самом начале статьи. А на самом деле "Убить Билла-2" не что иное, как пронзительное повествование о любви, где главное - отношения Невесты и брошенного ею любовника, того самого несчастного Билла.
И когда в ожидаемом финале состоится их диалог, почти из "Касабланки", кончающийся пятью ударами Пэй Мэя - зрители разражаются аплодисментами, к которым невозможно не присоединиться.
Смотрите в кинотеатрах с 18 июня