|
64-летний Николай Гиренко, председатель Комиссии по правам национальных меньшинств Санкт-Петербургского союза ученых, известен тем, что в качестве эксперта участвовал в нескольких громких судебных процессах, в частности, по делу убийства азербайджанца Мамедова в 2002 г., по делу членов экстремистской националистической группировки "Шульц-88" в Санкт-Петербурге в этом году. Кроме того, в ближайшее время Гиренко должен был участвовать в аналогичном судебном процессе в Великом Новгороде.
Директор Музея антропологии и этнографии Юрий Чистов не видит других причин убийства ученого, кроме его деятельности в качестве советника прокуратуры Северной столицы по национальным вопросам. "Николай Гиренко был скромным человеком, прекрасным сотрудником. Он не занимался никакой коммерческой деятельностью. Очевидно, что это не бытовое убийство", - сказал Чистов.
То, что погибшему постоянно угрожали неизвестные люди, подтверждают и коллеги Гиренко. В частности, Валентина Узунова, проработавшая вместе с ним в Кунсткамере не один год, рассказала, что неизвестные третировали ученого. Зная его отношение к фашизму, нацизму и национализму, они специально расписывали стены у квартиры исследователя свастиками и оскорбительными надписями. "В последние три года ему постоянно угрожали, но он уже настолько привык к этому, что перестал обращать внимание, – сказала Узунова корреспонденту "Независимой газеты". – Я думаю, у этого убийства политические корни".
Правоохранительные органы рассматривают две версии данного преступления: убийство из хулиганских побуждений и вследствие экспертной деятельности в судебных процессах по "националистическим" уголовным делам. Прокуратура города возбудила уголовное дело по ст. 105 ч. 1 УК РФ ("убийство"). Это трагическое событие вызвало огромный резонанс в обществе. Правозащитники требуют личной реакции президента и постановки дела на особый контроль властей.