|
Джон Маклафлин родился 4 января 1942 г. в Йоркшире (Великобритания). В девятилетнем возрасте он стал учиться играть на фортепиано, но вскоре самостоятельно освоил гитару. В конце 50-х Маклафлин перебирается в Лондон, где начинается его восхождение к известности. На протяжении 60-х его творческий путь пересекался с Джорджем Феймом и Blue Flames, с Алексисом Корнером, The Graham Bond Organization and Trinity, группой клавишника Брайана Оджера; шесть месяцев он провел в Германии с ансамблем Гюнтера Хампела. В 1968 г. в возрасте 26 лет Маклафлин, наконец, дорос до того, чтобы собрать собственную группу; тогда же выходит его первый альбом Extrapolation (1969).
Судьбоносной вехой в карьере молодого гитариста стало его знакомство и последующее сотрудничество с Майлзом Дэвисом, для истории сохранившееся в нескольких удачных пластинках: In а Silent Way, Big Fun и легендарной Bitches Brew в 1969-м, затем A Tribute to Jack Johnson, Live Evil в 1970-м, и On the Corner в 1972-м. Кратковременный альянс Джона с известным гитаристом Карлосом Сантаной вылился в альбом Love Devotion Surrender (1972). Тогда же Маклафлин работал с Джими Хендриксом, Бадди Майлсом, Дэйвом Холландом; эти записи, к сожалению, пока не опубликованы.
Приблизительно в то же время начинается увлечение музыканта восточной духовной культурой. Маклафлин становится учеником гуру Шри Чинмоя и принимает имя Махавишну. После выхода сольного альбома My Goals Beyond (1970), гитарист создает одну из самых талантливых групп времен расцвета джаз-рока, Mahavishnu Orchestra. Проект был настолько успешен, что собирал полные залы, причем билеты раскупались моментально, пластинки также расходились "влет". Несмотря на это, группа просуществовала недолго, хотя время от времени возрождалась в других составах. Начавшееся в 1975 г. сотрудничество Джона с индийскими скрипачом Шанкаром, перкуссионистом Закиром Хусейном и Раджаваном обернулся созданием полноценного ансамбля, получившего название Shakti (на санскрите – "божественная энергия в женском облике"). Много позднее музыка, которую исполняли Shakti, стала именоваться world music, а несколько альбомов, записанные во второй половине 70-х, получили статус классики направления.
Начало 80-х гитарист встретил в ранге уважаемого мэтра, но на лаврах почивать отнюдь не собирался. Мало кто не слышал знаменитой пластинки Friday Night in San Francisco (1981) – великолепного джема, записанного Маклафлином в компании не менее замечательных мастеров Эл Ди Меола и Пако де Люсиа; чуть менее известен диск Passion Grace and Fire (1983), также ставший своеобразным мастер-классом не для одного поколения современных гитаристов. В 1985 г. творческие пути Маклафлина и Майлза Дэвиса снова пересекаются, и их совместная дискография обогащается еще одним альбомом You're Under Arrest.
На рубеже 1980-1990-х Маклафлин активно гастролирует, сначала в сопровождении ритм-секции, а в 1993 г. возвращается к давней задумке организовать трио с органом Hammond. Он приглашает фанк-барабанщика Денниса Чамберса, а также Джоуи де Франсиско (молодой талант, открытый Майлзом Дэвисом). Этот проект, Free Spirits, записал триумфальный альбом Tokyo Live (1994). Тогда же Джон осуществил гитарную интерпретацию музыки Билла Эванса с квартетом Aighetta, исполняющим классическую музыку. Time Remembered (1993), своеобразная дань уважения утонченным произведениям и романтичной технике игры известного композитора и пианиста. Альбом 1996 г. Promise, стал своеобразным экскурсом в разные этапы творчества Маклафлина, и гитарист собрал для его создания поистине блистательный состав современных музыкантов, среди которых были Джефф Бек, Майкл Брекер, Дэвид Сэнборн, Стинг. Маклафлин продемонстрировал открытость новым музыкальным тенденциям, глубину подхода к творчеству, обогатил новыми красками свой имидж неуловимого музыканта, искателя неординарных творческих ходов. В 1996-м же, через 15 лет, музыкант возродил гитарное трио с Пако де Люсиа и Элом Ди Меолой. В поисках совершенства Маклафлин создает в 1997 г. новую группу, Heart of Thing, и экспериментирует с выражением своего внутреннего состояния посредством музыки.
Осенью 1997 г. Маклафлин вновь собирает Shakti, под именем Remember Shakti, отмечая таким образом 15-летие независимости Индии. Несмотря на изменения в составе, музыка обновленного проекта по-прежнему так же чарующа - красочный сплав world music, джаза и традиционной индийской музыки остается визитной карточкой группы.
John McLaughlin & Shakti, Московский дворец молодежи, 28 июня 2004 года