|
Напомним, выборы в Литве были внеочередными – в апреле предыдущего главу государства Роландаса Паксаса отправили в отставку за нарушение присяги и Конституции. Сейм также запретил ему переизбираться на второй срок, и в новом списке кандидатов фамилия экс-президента не значилась. Острейшая борьба развернулась между первым премьер-министром независимой республики Казимирой Прунскене и давним соперником Паксаса, экс-президентом Валдасом Адамкусом.
Согласно последним данным избиркома, обнародованным после подсчета 98% голосов, с отрывом менее 3% победил Адамкус – ему досталось 51,4% голосов, а Прунскене – 48,5%. Проигравшая не намерена оспаривать итоги выборов и уже поздравила Адамкуса. "Янтарная леди" поблагодарила литовцев за поддержку и сказала, что использует результаты борьбы за президентское кресло при подготовке к выборам в парламент, которые пройдут в сентябре.
Фото AP |
Что же касается Сербии, голосование там проходило в четвертый раз с 2002 г., когда рухнул режим Слободана Милошевича. После трех неудачных попыток законодатели отменили 50%-ный порог явки, и сейчас президента выбирали независимо от количества проголосовавших.
До самого последнего момента все аналитики предсказывали победу националисту Томиславу Николичу, лидеру Сербской радикальной партии. Он не только значительно опережал всех соперников на предыдущих выборах, которые были признаны недействительными, но и победил в первом туре: избиратели отдали ему 30,4% голосов, в то время как демократ Борис Тадич, занявший второе место, получил 27,6%.
Тем не менее в последние дни (возможно, даже часы) сербы передумали. По неофициальным, но заслуживающим доверия данным "Центра за свободные и честные выборы", за Николича было подано всего 45,1% бюллетеней, в то время как Тадич получил поддержку 53,7% граждан. Впрочем, некоторые аналитики такую возможность предсказывали: по их словам, противники Николича, доселе разрозненные, могли объединиться и выбрать Тадича.
Интересно, что явка избирателей составила 48,5%: поверив, что выборы обязательно состоятся, сербы проявили гораздо большую политическую активность, чем в декабре, когда на участки пришли лишь 40% граждан, имеющих право голоса.
Фото AP |
Его побежденные противник Николич исповедует более радикальные взгляды. В случае победы он обещал не выдавать сербов международному трибуналу и навести порядок в Косове – по мнению наблюдателей, действия националистов вызвали бы в этом крае новый виток гражданской войны. Многие соратники Николича ждут в Гааге суда за военные преступления и геноцид.