Японцы вышли из депрессии и пошли по магазинам

Читать в полной версии →
В этом году экономика Страны восходящего солнца творит чудеса. Предприятия бешеными темпами наращивают экспорт, но самое главное – возобновился рост внутреннего потребления




Еще год назад Япония находилась в глубокой депрессии, причем не только экономической, но и психологической. Эксперты уныло прогнозировали, что экономика сможет выйти на 1%-ный рост не ранее 2005 г., а премьер Коидзуми привычно жаловался, что его граждане потеряли веру в самих себя. Неудивительно, что после десятилетней рецессии японцы, дотоле долго гордившиеся своим экономическим чудом, действительно потеряли всякий оптимизм и веру в свои силы. Ведь среднегодовой рост их экономики за период с 1990 г. составил всего 1,3% (тогда как в США – 3,3%, в Европе – 2,1%). Было даже дело: в 2001 г. ВВП Японии вообще сократился на 1%.

И что же мы видим теперь? В 2003 г. экономический рост в Стране восходящего солнца составил 2,6%, что уже совсем неплохо для развитой страны. Но японцы не верили своему вернувшемуся счастью и не спешили с выводами. Однако в этом году их экономика просто творит чудеса: в I квартале ВВП страны вырос на 6,1% в годовом исчислении! Японские предприятия бешеными темпами наращивают экспорт в США и Китай: в мае он вырос на 7,3% по сравнению с апрелем с.г. и почти на 10% по сравнению с маем прошлого года; импорт вырос, соответственно, на 1,5 и 5%. По сравнению с маем 2003 г. положительное сальдо внешней торговли Японии увеличилось аж на 36%. После публикации агентством Bloomberg этих данных подрос курс иены к доллару, фондовый индекс Nikkei поднялся на 0,3%.

Но самое главное – не экспорт. Возобновился рост внутреннего потребления, да такой, что бьет все рекорды. Если, к примеру, в 2001 г. 40% японских семей резко сокращали свои расходы, стремясь как можно больше отложить на черный день, и 72% японцев были уверены, что в ближайшие месяцы кто-нибудь из членов их семьи потеряет работу, то сейчас "изголодавшиеся" потребители ринулись наверстывать упущенное. В последние месяцы средняя японская семья тратит почти на 10% больше денег, чем в это же время год назад. Особой популярностью пользуются товары долговременного пользования, в частности телевизоры и автомобили. Активно посещаются рестораны и места отдыха. Эксперты объясняют разгул покупательской эйфории тем, что японцы наконец-то поверили в улучшение экономической ситуации в стране и поняли, что отныне розничные цены начнут расти. А следовательно, решили больше не откладывать необходимые покупки на будущее.

Динамика внутреннего потребления очень важна для японской экономики, ведь им обеспечивается порядка 55% ВВП страны. Политика, создавшая экономическое чудо послевоенной Японии, всячески стимулировала потребление, и в итоге были достигнуты феноменальные результаты: 95% японцев причисляют себя к "классу потребителей". На сегодняшний день доход на душу населения в Японии составляет $35 тыс., уступая лишь шести европейским странам и США.

Чему же страна обязана нынешним резким выздоровлением? Прежде всего – конъюнктуре внешних рынков, в частности американского. Состояние японской экономики очень сильно зависит от США. Однако сейчас по показателям роста она превзошла своего заокеанского партнера. Во-первых, потому, что развиваются контакты с Китаем (он ведь не только "перетягивает" к себе рабочие места из Японии, но и поглощает громадные объемы экспорта ее промышленных товаров). Во-вторых, сказался обратный эффект от роста внутреннего спроса: для удовлетворения ненасытных потребителей экономика стала производить больше. Отсюда и рост. И еще одно немаловажное обстоятельство: ставка рефинансирования в Стране восходящего солнца сейчас значительно ниже, чем где бы то ни было в развитом мире. В США, опасаясь инфляции, ее только что подняли с 1 до 1,25%, в Европе удерживают на уровне 2%, а в Японии она практически равна нулю. Коидзуми высказывается в том духе, что поднимать ее, несмотря на все экономические успехи, Банк Японии в ближайшее время не будет – премьер-министр справедливо полагает, что нужно дать экономике возможность в полной мере использовать преимущества низкой ставки.

Означает ли все это, что Япония отныне выбьется в мировые лидеры по темпам развития экономики? Вряд ли. Во-первых, по производительности труда японская экономика сильно уступает американской. Несмотря на то, что в обрабатывающей промышленности они идут примерно наравне, в целом (с учетом показателей в сельском хозяйстве, транспорте и т.п.) производительность одного японца составляет лишь 70% от производительности американского работника. Кроме того, многолетняя политика стимулирования внутреннего спроса – в частности, путем кредитования всего и вся – привела к накоплению огромных "плохих" долгов в банковской сфере. Эти долги – по некоторым оценкам, до $700 млрд – еще долго будут висеть тяжелым грузом на шее у банков и мешать их полноценному участию в экономической жизни страны. Огромный внешний долг и у самой страны: порядка 140% ВВП. Длительное отсутствие потребительской активности в Японии привело к тому, что американские и европейские инвестиции стали уплывать из нее в другие страны Юго-Восточной Азии и Китай. А нынешние признаки замедления в китайской экономике тоже чреваты нехорошими последствиями для Японии. По прогнозам J.P.Morgan, в случае "жесткой посадки" экономики Китая, рост экономики Японии в 2005 г. может замедлиться до 1,9%, а в 2006 – вообще до 0,6%. Если же посадка будет "мягкой" (то есть, рост замедлится, но не сильно), то японский ВВП будет расти на 2,5% в год в течение следующих 5 лет. Одним словом, экономика еще может преподнести воодушевившимся японцам немало чудес, и вовсе не обязательно они будут приятными.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей