|
По словам финдиректора, в последний месяц представители "ЮКОСа" активно вели переговоры с правительством о том, как спасти нефтяной концерн от дефолта, вызванного необходимостью вернуть гигантские суммы недоплаченных налогов. Однако на прошлой неделе у чиновников резко изменилось настроение, и они больше не хотят слышать о мирном решении проблемы.
Напомним, в четверг судебные приставы принесли в центральный офис "ЮКОСа" постановление о выплате 99 млрд руб. за 2000 г.; крайний срок истекает сегодня. На подходе аналогичное требование за 2001 г. в размере 98 млрд рублей. Сразу же после этого синдикат из десяти зарубежных банков во главе с французским Societe Generale объявил нефтяной компании дефолт по кредиту в $1 миллиард. Финансовые аналитики в России и за ее пределами со страхом ждут, что концерн объявит о своей несостоятельности.
Брюс Мизамор винит в сложившейся "крайне непонятной" ситуации президента России, несмотря на его заявление, что банкротство "ЮКОСа" никому не выгодно. "Во всей стране есть только один человек, который способен принять такое решение - это мистер Путин. Он создал проблему, и только он может ее решить", - сказал финдиректор.
Тем временем самая крупная дочерняя компания "ЮКОСа" - добывающее предприятие "Юганскнефтегаз" – начала распродавать имущество. На аукцион, который состоится 14 июля, выставлен пансионат "Гута" на западе Украины. Согласно официальному заявлению менеджеров, продажа производится "в рамках избавления от непрофильных активов". Но обозреватели уверены, что истинной причиной этого шага являются нынешние трудности компании. Впрочем, стартовая цена пансионата - "всего" $1,8 млн - капля в море по сравнению с долгом "ЮКОСа".
Арест счетов компании, по словам Мизамора, привел к тому, что уже в августе она может сократить экспорт нефти. А пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин вчера заявил, что в течение месяца может наступить окончательное банкротство.
Российские власти, впрочем, опять обещают нефтяникам отсрочку. В ответ на заявление Мизамора замминистра финансов Сергей Шаталов сказал, что, возможно, срок выплат будет перенесен - для этого "ЮКОС" должен направить в министерство соответствующий запрос. Это расплывчатое заявление вызвало всплеск оптимизма на рынке - акции концерна подорожали сразу на 23%.